Кафедра «Маркетинг и менеджмент» (МиМ) была основана в 1998 году, а первый выпуск по специальности «Менеджмент организации» состоялся в 2000 году. В 2003 кафедра впервые в Уральском регионе осуществила выпуск специалистов-маркетологов, которых ранее на Южном Урале не готовил ни один ВУЗ. Первый выпуск специалистов нового профиля был быстро распределен по предприятиям, так как потребность в маркетологах была и остается стабильно высокой.
Первым заведующим кафедрой был кандидат технических наук, доцент Юрий Федорович Гаврилин – прекрасный ученый и замечательный специалист, к сожалению, слишком рано ушедший из жизни. С 2001 по 2008 год кафедру возглавлял кандидат технических наук, доцент Александр Иванович Демченко. За это время кафедра полностью сформировалась как учебная и научная структура, осуществила первые выпуски специалистов, выиграла первые гранты и сформировала прекрасный профессорско-преподавательский состав. С 2009 года по настоящее время заведующим кафедрой является доктор экономических наук Ирина Петровна Савельева. Под ее руководством на кафедре стали использоваться новые формы и методы обучения, активизировалась научная и публикационная деятельность.
В настоящее время кафедра готовит:
- бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профили: «Маркетинг», «Финансовый менеджмент»;
- магистров:
- направление 38.04.01 «Экономика», программа «Оценка бизнеса и корпоративные финансы»;
- направление 38.04.02 «Менеджмент», программы «Стратегический и оперативный менеджмент», «Маркетинг».
Наряду с традиционными подходами к обучению, кафедра активно использует в учебном процессе новые формы и методы обучения – деловые игры, тренинги, интерактивные электронные учебные пособия. Студенты кафедры уже на первых курсах активно занимаются наукой, успешно выступают в конкурсах на различных Российских и международных форумах.
На кафедре действует аспирантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг». В настоящий момент исследования проводят более 15 аспирантов и соискателей.
За 15 лет работы кафедрой подготовлено более 1500 выпускников очного и заочного отделений. Все они востребованы на рынке труда. Имя кафедры «Маркетинг и менеджмент» для работодателей – знак качества знаний выпускников. Выпускников кафедры можно встретить на всех крупных коммерческих предприятиях и производствах города. Они работают директорами и начальниками отделов маркетинга крупных компаний Челябинска, ведущими специалистами отделов маркетинга и рекламы коммерческих, некоммерческих, государственных, муниципальных предприятий, специалистами маркетинговых и консалтинговых агентств, аналитиками, главными специалистами финансовых служб, специалистами предприятий банковского сектора, консультантами по вопросам управления корпоративными финансами. Немало выпускников кафедры и среди сотрудников университета.
Научно-исследовательская работа преподавателей кафедры «Маркетинг и менеджмент»
- «Исследование экономического потенциала инновационных промышленных разработок на разных стадиях процесса коммерциализации» (2012-2013 гг.)
- «Исследование стратегических альтернатив партнерства в сфере разработки, производства и продвижения технологий энергосбережения для нужд социальной сферы посредством участия в производственно-коммерческих объединениях» (2014 г.),
- «Разработка методики управления дебиторской и кредиторской задолженностью в части потребителей, находящихся на прямых расчетах в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг» (2014 г.).
- «Исследование организационного потенциала как инструмента управления деятельностью по ресурсосбережению компании, функционирующей в социальной сфере» (2015 гг.)
В последние годы кафедра активно развивает научное направление «Финансовый менеджмент». Активизировалась работа над кандидатскими и докторскими диссертациями, открыты востребованные магистерские программы. Сегодня кафедра динамично ведет научные разработки и работает над совместными с бизнесом проектами. В рамках реализации программы развития ЮУрГУ на 2010 – 2019 годы преподавателями кафедры проводятся изыскания на тему «Исследование экономического потенциала инновационных промышленных разработок на разных стадиях процесса коммерциализации», осуществляются исследования по заказам крупных промышленных и коммерческих предприятий.
На кафедре работает профессиональный преподавательский состав. Более половины преподавателей - не просто теоретики, а практические менеджеры и маркетологи, имеющие опыт управления в реально действующих компаниях.
Выпускники кафедры руководят коммерческими и промышленными предприятиями, успешно работают в государственных и предпринимательских структурах, малом бизнесе.