1 марта 1949 года в Челябинском механико-машиностроительном институте (позднее - ЧПИ, ЧГТУ и ЮУрГУ) была организована кафедра "Сопротивление материалов", позднее переименованная в "Сопротивление материалов, динамику и прочность машин" и, наконец, в "Прикладную механику, динамику и прочность машин".
С момента основания и до 1988 г. кафедрой заведовал профессор, доктор технических наук Давид Аронович Гохфельд. С 1988 г. по 2006 г. кафедрой заведовал профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, действительный член академии проблем качества РФ Олег Федорович Чернявский.
В момент образования кафедра состояла из одного штатного преподавателя (он же – заведующий кафедрой), двух совместителей (инженеры ЧТЗ) и одного лаборанта (на две кафедры).
Шли годы и вместе с институтом развивалась кафедра. Отметим некоторые важные события в ее истории.
1949-50гг. - первая научная работа, посвященная сравнительному анализу прочности рам грузовых автомобилей различных типов (для Уральского автозавода);
1952-54гг. - положено начало созданию лаборатории кафедры.
1956-60гг. - формируется научное направление кафедры, связанное с изучением проблем прочности конструкций при переменных температурных полях, впоследствии получившее большое развитие и ставшее одним из ведущих в институте.
1960г. - защита первой кандидатской диссертации (Гриненко Н.И., ставший впоследствии д.т.н., профессором, заведующим кафедрой "Летательные аппараты").
1962г. - кафедру посетили выдающиеся ученые, лауреаты Ленинской премии, профессора МВТУ им. Баумана С.А. Пономарев и Н.И. Малинин. Они ознакомились с работой кафедры и дали ряд ценных советов
1967г. - защищена первая докторская диссертация (Д.А.Гохфельд).
1970г. - выход в свет первой монографии, подготовленной на кафедре: Д.А.Гохфельд "Несущая способность конструкций в условиях теплосмен", Машиностроение, 1970.
1970-1975г. - участие кафедры в цикле исследований по прочности и долговечности реактора БН-600 и разработке "Норм прочности атомных реакторов типа БН". Внедрение этих исследований позволило значительно увеличить надежность и срок службы реакторов.
1974г. - совместно с Институтом Машиноведения АН СССР в Челябинске проведен Всесоюзный Симпозиум по малоцикловой усталости при повышенных температурах с широким участием ведущих ученых и специалистов академических и отраслевых НИИ, вузов, предприятий всей страны.
1976г. - по заданию Обкома КПСС, совместно с Челябинским Домом научно-технической пропаганды, Челябинским ОП НТО Машпрома для главных и ведущих конструкторов заводов и НИИ кафедра проводит научно-практический семинар "Современные расчетные и экспериментальные методы для обеспечения надежности и снижения веса создаваемых машин". Активное участие в нем принял академик С.В.Серенсен. В последующие годы этот семинар стал постоянно действующим.
1977г. - по приглашению Международного центра по механике профессор Гохфельд Д.А. прочел цикл лекций для научных работников и инженеров из 16 стран в г. Удине (Италия).
1979г. - вышла книга Д.А.Гохфельда и О.Ф.Чернявского "Несущая способность конструкций при повторных нагружениях", Машиностроение.
1980г. - вышла книга Д.А.Гохфельда и О.Ф.Чернявского "Предельный анализ конструкций при теплосменах" на английском языке в Голландии.
1980г. - защита докторской диссертации О.Ф.Чернявским.
1984г. - выход из печати монографии Д.А.Гохфельда и О.С.Садакова "Пластичность и ползучесть элементов конструкций при повторных нагружениях", Машиностроение.
1984г. - защита докторской диссертации О.С.Садаковым.
1987г. - защита докторской диссертации И.Я.Березиным.
1997г. - защита докторской диссертации С.Б.Сапожниковым.
1998г. - защита докторской диссертации А.О.Чернявским.
В настоящее время кафедра продолжает активную научно-исследовательскую работу как подразделение НИУ (Национального исследовательского университета) и хоздоговорные работы с предприятиями. Одним из свидетельств этого является то, что в 2010-11 году 5 выпускников кафедры защитили кандидатские диссертации (В.К.Халтурин, Н.А.Хозенюк, М.В.Форенталь, Г.А.Шилова, П.А.Тараненко).