Научно-исследовательская и инновационная деятельность кафедры
На кафедре сложились две научные школы в русле которых ведутся спецкурсы в бакалавриате, открыты магистерские программы и осуществляются диссертационные исследования в аспирантуре.
1. «Социальная психология творчества и инновационного менеджмента» под руководством доктора психологических наук, профессора В.Г. Грязевой-Добшинской. При УНИД ЮУрГУ в 2005 году создан «Институт психологии творчества, инноваций и арт-коммуникаций» (ИПТИАК). Основной деятельностью Института является внедрение разработанных специалистами кафедры психологических технологий в практику работы с персоналом на промышленных предприятиях, в организациях и образовательных учреждениях (в том числе тренинги креативности, лидерства и командообразования, семинары по психологии инновационного менеджмента и социально-психологическому проектированию).
Результаты работы кафедры публикуются в ежегодном сборнике исследовательских работ преподавателей и студентов «Социальная психология творчества» и «Альманах психологии искусства и арт-коммуникаций».
Итоги исследований по социальной психологии творчества и одаренности представлены на российских и региональных научных конференциях, в монографиях, учебных пособиях, статьях, грантах РГНФ, Министерства образования и науки, Правительства Челябинской области.
2. «Медико-психологические аспекты адаптации лиц с нарушением психофизического развития» под руководством доктора медицинских наук, профессора Л.С. Рычковой.
В рамках этого направления изучается: соотношение школьной и социальной дезадаптации; группы и факторы риска школьной дезадаптации; дезадаптация как одна из форм девиантного поведения; клинико-психологические проблемы адаптации лиц с задержками психического и физического развития.
Под руководством Л.С. Рычковой защищены 2 кандидатские диссертации: по психофизиологии О.Ю. Герасимовой (2006), по медицине (психиатрии) С.А. Супруном (2007). Готовится к защите кандидатская диссертации Н.В.Виноградовой (2012). Автор ряда научных статей и учебных пособий, таких как «Психология аномального развития» (2007 г.), «Специальная психология» (2008 г.), «Коррекция психического развития» (2006 г.), «Основы психопаталогии детского возраста» (2005 г.) и т.д. Всего ею опубликовано более 150 научных и учебно-методических работ, из них 10 – за рубежом.
Руководитель направления Л.С. Рычкова является членом Совета специалистов специального (коррекционного) образования, председателем секции «Специальная психология» регионального отделения РПО; независимым экспертом комиссии по аттестации врачей-психиатров ЧОКСПНБ № 1.
Методическая работа
Методическая работа на кафедре ведется в русле современных тенденций образования: разработаны 3 учебника с грифом Министерства образования РФ и УМО университетов, более 40 учебных пособий, издаются монографии, выпущено пять томов трудов преподавателей факультета. Издан учебник по Физиологии центральной нервной системы, которому Министерством Образования присвоен гриф базового для подготовки в ВУЗах.