В ЮУрГУ на площадке «Школы 21» челябинские школьники встретились с председателем Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Никитой Марченковым.
Встречу посетили двадцать три школьника 8-10 классов: часть из них представили губернаторский инженерный класс (ГИК) в челябинском лицее №11, часть являются представителями «Движения первых» в лицее №148.
Для гостей мероприятие началось с экскурсии по «Школе 21» – бесплатной школе цифровых технологий (проект Сбербанка), которая базируется в регионе в Южно-Уральском государственном университете. Ребята не только увидели оснащенные учебные кластеры, переговорные и игровые комнаты, но и познакомились с компетенциями в сфере IT, узнали о том, как попасть на обучение в школу, а также о перспективах трудоустройства в крупнейшие IT-компании России.
На личной встрече с председателем Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Никитой Марченковым ученики десятого класса (ГИК) лицея №11 представили собственные разработки, с которыми победили в инженерно-технологических конкурсах. Артем Янцен презентовал техническую модель ракеты, а Михаил Моташков продемонстрировал модель самодвижущегося аппарата для работы в условиях узких пространств. Докладчиками из 148 лицея («Движение первых») стали Виктория Тузова с темой «Трудоустройство подростков: проблемы и пути их решения в контексте российского и международного опыта» и Михаил Доманин с работой «Конструирование опытной модели ракеты-носителя и ее запуск».
«Я очень люблю такие встречи с молодежью, с учениками школ, потому что я вижу в них поколения, которые будут создавать наше будущее, – признался председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации Никита Марченков. – Исследования поколений, живущих в России, показывают, что желание приносить обществу пользу является превалирующим у людей именно юного возраста: у них есть большой запрос на самореализацию и самоактуализацию. А наука – то место, где можно эффективно применить свой интеллектуальный ресурс. Придя в науку, молодые люди совершенно точно будут чувствовать себя полезными и востребованными. Это та сфера, в которой с человеком еще очень долго не сможет потягаться искусственный интеллект, поэтому у российской молодежи есть очень большие перспективы в научной деятельности».
В конце встречи в формате свободного микрофона старшеклассники пообщались с Никитой Марченковым: вопросы ребят касались тенденций и вызовов в развитии российской инженерной науки, коммуникационных возможностей между молодыми учеными как на внутрироссийском, так и на международном уровнях, а также приоритетных направлений исследований для молодежи России.
«Подобными мероприятиями мы стремимся систематизировать работу по взаимодействию вуза с губернаторскими инженерным классами, – комментирует заместитель руководителя департамента по сопровождению дополнительного образования ЮУрГУ Лариса Глазырина. – В нашем университете реализуется триада "школа-вуз-предприятие". В последние годы очень хорошо видно, как предприятия подключаются и создают условия для обучения студентов в формате "мини-предприятия". Это позволяет молодежи уже во время обучения в ЮУрГУ освоить уникальные навыки и получить необходимые знания, которые помогут ребятам попасть в дальнейшем на предприятия большой инженерии. Школьники, как ученики, в свою очередь, участвуют в научных проектах, решают проектно-технологические задачи через участие в профильных конкурсах и олимпиадах. Для этого они используют научно-техническую базу нашего университета: лаборатории и иные технические пространства. А что самое главное – они взаимодействуют со студентами технических направлений. Поскольку старшеклассники близки студентам по возрасту, им проще перенимать от них опыт и знания – они хорошо друг друга понимают. Благодаря такой триединой модели образуется предпрофессиональное сообщество, которое раскрывает для старшеклассников возможности участия в настоящих инженерных проектах».
Губернаторские инженерные классы формируются на два учебных года из обучающихся восьмых и десятых классов для реализации соответственно основных общеобразовательных программ предпрофильного и профильного уровня, отражающих приоритетные для экономики Челябинской области инженерные направления: интеллектуальное производство; материаловедение и физика; экология и живые системы; IT-технологии и информационная безопасность в индустрии и ОПК; электроника, радиотехника и системы связи, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии; электро- и теплоэнергетика; машиностроение; физико-технические науки и технологии; химические технологии; технологии материалов; автоматизация технологических процессов и производств.