8 сентября в мире отмечается Международный день грамотности – праздник, призванный доказать важность и актуальность этого явления. В честь этого дня мы поговорили с доцентом кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидатом филологических наук, языковедом Ларисой Корниловой о понимании грамотности в современном мире, тенденциях, связанных с ней, критериях грамотного человека и многом другом.
– Лариса Николаевна, что представляет собой грамотность? Есть ли у этого понятия конкретная трактовка?
– Безусловно, у него есть конкретная трактовка, ведь неслучайно в середине 1960-х ЮНЕСКО утвердила восьмого сентября День грамотности. Если говорить о буквальном толковании понятия, то грамотность – это степень владения навыками устной и письменной речи в рамках своего национального литературного языка, в соответствии с теми правилами, которые установлены в нём. Но сейчас уже XXI век, и одно лишь владение навыками чтения и письма как признак грамотного человека не всегда удовлетворяет современную личность. Сегодня важна функциональная грамотность. Данное понятие также было введено в обращение в 60-х годах прошлого столетия и представляет собой умение применять те знания и навыки грамотности, которые у человека сформировались, в своей жизни и профессиональной деятельности. Поэтому раз мы говорим о современной трактовке грамотности, то это понятие многоаспектное. В применении к профессиональной деятельности можно говорить о грамотности экологической, математической, информационной, компьютерной и других.
– Как вы думаете, грамотность скорее субъективна или имеет конкретные признаки и можно оценить уровень грамотности? Есть ли вообще какие-либо критерии, которые отличают грамотного человека от неграмотного?
– Если есть трактовка грамотности, то, на мой взгляд, логично предположить, что существуют и критерии, которые её определяют, и действительно можно оценить уровень грамотности. Более того, учёными даже вырабатываются методики по определению уровня грамотности. При этом исследователи учитывают следующие факторы: распространённость грамотности среди населения, географические условия, этнографический состав населения, а также политический строй и экономический уклад.
Если мы говорим о том, что рамки понятия грамотности расширяются, то грамотного человека отличает ещё и то, что он является профессионалом в своём деле, владеет информацией и правильно её использует. Сегодня информационная грамотность – это очень важный показатель для характеристики грамотного человека.
– Считаете ли вы, что грамотных людей сегодня больше, чем, скажем, 10–20 лет назад?
– Если опираться на исследования, то с 1950-х до 1990-х годов грамотность населения Земли увеличилась с 56 до 76 % – очень большой прирост грамотных людей. В следующие 10 десять лет она возросла до 82 %, а с 2000-х до сегодняшнего времени всего лишь на 2 %. Такое замедление прироста, на мой взгляд, может быть связано с тем, что человеку стал доступен большой объём информации, которую довольно легко получить, но в которой не всегда просто разобраться. Часто бывает сложно информацию воспринять, классифицировать и как-то применить в своей жизни.
Опираясь на свою профессиональную деятельность, я не могу сказать, что уровень грамотности понижается. По моему мнению, грамотных, компетентных молодых людей сегодня больше, чем их было 20 лет назад. Вполне возможно, это связано с тем, что молодые люди владеют компьютерной грамотностью, легче, чем старшее поколение, осваивают современные технологии. И в XXI веке, пожалуй, ещё одним из признаков грамотного человека является медиаграмотность – умение в медиатексте, который представлен разными формами (визуальными, звуковыми, смешанными), выделить нужную информацию.
Думаю, что грамотность (если понимать её как умение читать и писать на родном языке в соответствии с литературной нормой) сегодня всё же не снижается, хотя об этом часто говорят. Вследствие развития компьютерных технологий, быстрого распространения медиатекста, авторами которого, к сожалению, становятся порой недостаточно грамотные люди возникает эффект, что неграмотных людей больше, но, возможно, он ошибочный.
– Как вы считаете, можно ли повысить уровень грамотности и, если да, каким образом?
– Да, конечно, это можно сделать. Всё очень просто: вспоминаем уроки русского языка в школе и выполняем самые обычные упражнения. Чтобы повысить уровень грамотности, нужно больше читать, причём качественной литературы, полезно писать диктанты, корректировать, редактировать, анализировать тексты. Также рекомендую смотреть видеоуроки, видеолекции по русскому языку. Для получения хорошего результата желательно выполнять подобную работу ежедневно.
– Вы упомянули медиаграмотность. А как быть с ней?
– Вопрос, на мой взгляд, очень сложный. Сейчас любой человек при желании может организовать свой блог, выкладывать видеолекции, уроки, заявляя о себе как о профессионале в какой-либо деятельности. Поэтому очень важно уметь ориентироваться в медиапространстве и понимать, насколько можно доверять той или иной медиаличности и медиатексту.
– Важна ли, по вашему мнению, грамотность в современном мире и почему?
– Ответ здесь очевиден, я думаю, не только для меня. Конечно, грамотность важна, и грамотному человеку все дороги открыты, особенно если мы говорим о грамотности не только как о владении навыками письма и чтения, но и как об умении применять эти навыки в профессиональной деятельности и в жизни при достижении каких-либо целей. Грамотность нужна, и, в частности, в использовании компьютерных технологий, медиаграмотность, информационная грамотность – без этого сейчас невозможно жить. Она нужна, важна и будет оставаться востребованной, хотя понятие «грамотность» сегодня претерпело трансформацию. Если бы меня лет 20 назад спросили о том, что же это такое, я бы ограничилась только размышлениями о навыках грамотного чтения и письма. Но жизнь изменилась, сегодня грамотному человеку недостаточно владения, пусть даже виртуозного, чтением и письмом, необходимы более сложные и современные навыки, и понятие «грамотность» сегодня мы трактуем несколько иначе.