Историки ЮУрГУ выявили три волны миграции из Китая в Россию

В рамках объявленного президентом РФ Года науки и технологий июль посвящен  исследованиям в области связанности территорий и освоения пространства. Историки Южно-Уральского государственного университета изучили особенности китайской миграции в Россию за последние три десятилетия. На основе собранных данных они определили главные векторы «китайской» миграции, выявили факторы смены преобладающих мигрантских групп и сфер их трудовой занятости и рассмотрели реакцию принимающего общества на присутствие мигрантов. Результаты исследования были опубликованы в журнале СОЦИС (Q2).
 

Три волны миграции

Кандидат исторических наук,  старший научный сотрудник — НИЛ миграционных исследований Андрей Авдашкин провел новое исследование специфики миграционных процессов из Китая в Россию. Ранее были изучены особенности миграции в азиатской части России и особенности миграции из Китая в 20-е годы ХХ века.

За последние тридцать лет было три волны миграции, каждая из которых имела свои особенности. Первой группой китайских мигрантов, с которыми столкнулось российское общество в первую волну миграции в конце 90-х – начале 2000-х, были челноки и торговцы. Во второй половине 2000-х гг., после вытеснения с рынков, китайские мигранты переориентировались на строительный и аграрный сектора экономики. Они демонстрировали высокую мобильность на рынке труда и быстро меняли сферы занятости: от дорожных работ до выращивания овощей.

В силу культурной дистанции и языкового барьера прибывшие из КНР предпочитали не индивидуальный труд, а работу бригадами. Это неизбежно влекло за собой проявление тех или иных элементов геттоизации и способствовало возникновению нового витка тревожных ожиданий от чайнатаунов с каждой новой волной миграции. Однако большинство работников были временными мигрантами, не заинтересованными в длительном пребывании или постоянном проживании на территории России.

Во второй половине 2010-х годов в России наблюдалось увеличение потока туристов из Китая в три раза (с 409 тысяч человек в 2014 г. до 1,275 тысяч человек за неполный 2019 г.), а к 2020 году туризм превратился в наиболее быстрорастущее направление российско-китайского сотрудничества.

«Развитие этого сектора приносило ощутимую пользу бюджету: в среднем каждый китайский турист тратил в России около 500 долларов. Всего же только в январе – марте 2019 г. китайские туристы «оставили» в нашей стране около 264 миллионов долларов. Стремительный рост потока туристов из КНР привел к появлению в крупных городах организованных сообществ и инфраструктуры для обслуживания гостей из Поднебесной (например, кластер на Васильевском острове в Санкт-Петербурге). Эти сообщества тесно сотрудничают с китайскими туроператорами: формируют группы в собственных отелях, проводят экскурсии, организуют поездки в сувенирные магазины и рестораны. Деятельность китайских туристических сообществ меняет городское пространство, провоцируя возникновение у местных жителей очередного «предчувствия» скорого появления «новых китайских локальностей», – рассказывает Андрей Авдашкин.

Таким образом, за три десятилетия, с момента распада СССР и до начала пандемии COVID-19, значительно ограничившей межстрановую мобильность по всему миру, «китайская» миграция в Россию претерпела определенную эволюцию.

Новое направление российско-китайских отношений

К началу пандемии COVID-19 преобладающими стали туристическая и образовательная миграция. Официально российское образование в Китае пользуется большим уважением, но на практике востребованы лишь некоторые специальности. По данным 2016 г. авторитетной китайской консалтинговой компании New East, это медицина, русский язык, живопись, авиация и космонавтика, нефтяная промышленность и музыка. Высокая конкуренция за места в китайских вузах и невысокая (по сравнению со странами Европы или США) стоимость обучения и проживания в России делают нашу страну привлекательной для молодых людей из бедных северо-западных и северных провинций Китая, имеющих право на получение государственной ссуды. Если в 2017–2018 гг. численность китайских студентов в российских вузах составляла 30 тысяч человек, то в 2020 г. даже на фоне масштабных ограничений мобильности было зачислено 29,6 тыс. студентов из КНР, и их общая численность достигла 48 тысяч человек.

Южно-Уральский государственный университет находится в русле новейших тенденций международного сотрудничества и создает все условия для обучения иностранных граждан. На данный момент здесь проходят обучение больше 400 студентов из КНР.

Активный рост образовательной миграции из Китая наблюдался только в последние годы, поэтому судить о жизни китайских студенческих сообществ и их восприятии местным населением преждевременно.

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).

 


Читайте нас:

Елена Кирякова, фото: Данил Рахимов
Контактное лицо по новости: 
Отдел внешних коммуникаций, тел.: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.