Во время дистанционного обучения студенты и преподаватели сменили реальное общение на дистанционное. Спустя два месяца проявились особенности такой коммуникации и даже стали понятны нормы «цифрового» делового этикета. Как меняется характер общения в Сети и почему это происходит — рассказала заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат психологических наук Светлана Морозова.
Как вы считаете, одинаково ли мы коммуницируем при личном общении и в Сети?
«Думаю, что мы по-разному воспринимает реальное общение и общение в интернете. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Ведь социальные сети упрощают нам коммуникацию: люди выкладывают в общий доступ любую информацию о себе в текстовой, графической или звуковой форме, с ее помощью можно анализировать данные о личности, создавать образ человека до очного знакомства с ним. Интернет упрощает нашу жизнь, но в настоящее время на 100 % заменить реальное общение не может. Коммуникации в интернете пока лишены возможности физического контакта. Человеку важно не только слышать и видеть собеседника, но и обонять, тактильно ощущать — похлопать по плечу, в деловом общении — пожать друг другу руку».
Общение с коллегами в рабочее время и студентами в процессе обучения проходит на тех же площадках, где общение с друзьями. Как не поддаться желанию перейти на фамильярный стиль из-за того, что субординация уменьшается?
«Необходимо соблюдать границы делового, официального виртуального общения и неофициального. Не важно, ведет студент переписку с преподавателем по электронной почте или в соцсети, — общение не должно переходить на фамильярность. Иначе это может вызвать психологический дискомфорт у адресата.
Общаясь в университете или за его пределами, мы ведь не позволяем себе нарушать деловую этику. Так что в Сети пользователи также должны соблюдать правила деловой коммуникации. Это неписанные принципы «цифрового» делового общения, о которых должны знать обе стороны — преподаватель и студент. В противном случае неизбежны конфликты».
Обычно конфликт возникает, если нарушать личное пространство. Применимо ли такое понятие в случае дистанционного общения?
«В психологии действительно есть понятие «личное пространство», то есть некая «зона комфорта», где человек чувствует спокойствие и уверенность. Данная зона действует в качестве буфера во время межличностного общения. Человеку важно, чтобы вокруг был определенный объем пространства, который он считает личным. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в культуре форм общения, от вида деятельности и так далее. Личное пространство нарушается, если нарушаются социальные нормы.
При виртуальном общении под личным пространством подразумеваются страницы пользователя в социальных сетях, блоги, интернет-дневники. Исследователи отмечают, что принципы личного пространства при общении в реальном мире во многом повторяются и при виртуальном общении».
Фото: Светлана Морозова, канд. психол. наук, заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование»
За несколько месяцев удаленной работы изменилось ли общение со студентами?
«Общение изменилось — оно стало дистанционным. Нам всем предъявлены новые требования коммуникации: в нашем вузе это работа с порталом «Электронный ЮУрГУ» с требованиями с применением дистанционных образовательных технологий, применение нового регламента проведения ГИА и регламента дистанционного обучения. Это необходимо, чтобы избежать конфликтов между коллегами, а также между преподавателями и студентами.
Как мне кажется, за время дистанционного обучения студенты повзрослели. Они стали более ответственными и пунктуальными в выполнении работ. Дело в том, что с порталом нельзя договориться, как с преподавателем, объяснить отсутствие работы плохим самочувствием. Есть определенные сроки выполнения, в которые нужно уложиться. Поэтому общение с преподавателем стало более «деловым».
Как сами студенты отзываются о дистанционном общении?
«В силу профессиональной «пытливости» я спрашивала студентов о комфорте коммуникации в настоящее время. Одна студентка-дизайнер ответила, что в ее жизни ничего не изменилось, она и до дистанционного обучения большую часть коммуникации осуществляла в виртуальном пространстве. А вот для студентов-психологов, конечно, такая форма общения является все-таки непривычной. Но мы за эти месяцы пытались освоить различные формы работы в дистанционном пространстве. В настоящее время психологические методы претерпевают серьезные изменения, разрабатываются новые формы воздействия на человека с целью оказания психологической помощи с использованием цифровых технологий. Проект по этой теме мы готовим в магистратуре».