Режим обязательной самоизоляции в Челябинской области сохраняется до 31 мая. Это значит, что студенты и преподаватели Южно-Уральского государственного университета продолжат работать в дистанционном формате. Что изменилось за предыдущий месяц самоизоляции, как продержаться еще три недели и правильно завершить самоизоляцию, рассказала заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ЮУрГУ, кандидат психологических наук, доцент Светлана Морозова.
Светлана Витальевна, режим самоизоляции длится уже больше месяца. Студенты и преподаватели привыкли или силы и терпение на исходе?
«С одной стороны, и студенты, и преподаватели скучают и желают очных встреч в родном университете. С другой стороны, уже привыкают к новому режиму работы и отдыху. Вопрос другой: что уже вошло в полезные и вредные привычки? Привычка — это поведение, ставшее для человека обыденным. С одной стороны, это бессознательный навык, а с другой — леность ума. Привычка вырабатывается после неоднократного повторения одних и тех же действия. Для разных ситуаций нужно разное количество времени, но в конечном итоге человек привыкает ко всему. При этом полезные привычки помогают делать свою работу методично, быстро, тем самым высвобождая время на отдых. Вредные — мешают расширять внутреннюю картину мира. Например, выработавшиеся стереотипы о работе не дают применять формы дистанционной деятельности. Важно помнить, что менять привычный ритм своей жизни и внедрять новое — это всегда испытание, нагрузка на психику и интеллект».
С какими проблемами сталкиваются люди на самоизоляции и как с ними справиться?
«Все зависит от самоорганизации человека. Например, некоторые жалуются на «день сурка», но такое ощущение не будет возникать, если хорошо налажен режим труда и отдыха. Те, у кого с этим нет проблем, особых изменений не увидят.
Есть и другая проблема — уровень мотивации. Например, у студентов в начале дистанционного обучения уровень был высокий. Они хотели освоить новые формы работы, для многих они были вызовом. Особенно для людей с высоким уровнем самоорганизации. Но сейчас дистанционное обучение стало рутиной, а в таком случае мотивация всегда снижается. Это неизменно влияет на снижение продуктивности. И теперь уже преподавателям нужно проявить мастерство, чтобы замотивировать студентов на дальнейшую работу».
Проблемы с работой и учебой не единственные, стало больше жалоб на членов семьи, горожан, саму ситуацию. Как справиться с негативными эмоциями на самоизоляции?
«Наверное, самоизоляция проверяет семьи на прочность. Ведь даже отпуск в 24 дня всей семьей может быть причиной разлада. Для дружной семьи самоизоляция — это возможность вместе что-то создавать, творить, посветить больше времени для общения в кругу семьи, но важно позволить каждому оставаться в своем «личном пространстве». Конечно, с негативными эмоциями справиться нелегко. Но, как говорил известный американский когнитивный психотерапевт Аарон Бек: «Людьми движут не сами события, а отношение людей к ним». Негативные эмоции появляются от негативных мыслей, поэтому в первую очередь работать надо с ними. Самостоятельный метод трудоемкий, не всегда эффективный и длительный. Как вариант, можно вести дневник и отслеживать в нем свои негативные мысли. Каждое утверждение, например, «Это никогда не кончится» — проверять, задавая вопросы. «Действительно никогда?» Мы часто сверхобобщаем ситуацию и делаем беспочвенные выводы на основании одного ошибочного факта. С этим нужно бороться. Если же вы чувствуете, что самостоятельно проработать ситуацию не в состоянии, то лучше обратиться к профессиональному психологу. Результат такой работы не всегда быстрый, но точно эффективный».
При дистанционной работе освобождается много времени. Некоторые используют его для непрерывного саморазвития. Это хорошо или лучше копить ресурсы?
«Это отличное вложение времени. Для какой ситуации нужно копить ресурсы? Лучше копить опыт, он точно пригодится. Я сама воспользовалась возможностью обучения у коллег психологов, прошла несколько вебинаров. Это всегда дает новые ресурсы для работы. Но у преподавателей времени стало меньше, потому что большая его часть уходит на освоение новых форм работы, проверку заданий, создание материалов для дистанционных занятий. Поэтому нас огорчает, что предложений обучения больше, чем возможностей. От чего-то приходится отказываться. С другой стороны, мы берем ответственность за собственный временной ресурс и распределение сил».
Светлана Морозова, заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ЮУрГУ, кандидат психологических наук, доцент
Всегда сложно работать и учиться, когда на улице теплая погода. Но сейчас мы даже не можем ей насладиться в свободное время. Как продолжать хорошо работать и учиться, несмотря на все проблемы?
«Давайте вспомним привычный образ жизни до самоизоляции. Трудно себя удержать за конспектами, когда теплая весна, лето! Но для ленивого человека и дождливая погода может быть причиной не работать продуктивно, а полежать и впасть в унынье. Самоизоляция — повод научиться продуктивно работать из дома. Важно уметь приспосабливаться к условиям для того, чтобы оставаться в рабочем потоке.
Первый совет — действуйте по привычному графику работы и отдыха. Просыпайтесь в то же время, что и обычно, завтракайте, не забывайте одеться в деловую одежду. Вместо «дороги на работу», как бонус, — посвятите время саморазвитию. После работы займитесь дома фитнесом, он заменит поход в спортзал. В конце дня — легкий ужин и сон. Не меняйте своих привычек! У нас все осталось прежним, не считая сокращение социализации, которую мы можем компенсировать общением в соцсетях. Организуйте рабочее место так, чтобы вас ничего не отвлекало. Нужно разграничить рабочее пространство и территорию отдыха. Именно поэтому диван не должен становиться рабочим местом.
Еще один совет — организуйте свое время. Если вы не освоили тайм-менеджмент, то дистанционная работа — отличная возможность это исправить. Начните с простых дел, чередуя их с крупными задачами. Иначе возникнет ощущение, что вы ничего не делаете, хотя на самом деле идет работа над большим заданием. Для подготовки к зачетам или экзаменам начните учить легкие вопросы и темы. Не воспринимайте дистанционную работу как каникулы! Сейчас много предложений в интернете, — от посещения виртуальных музеев до просмотра новых сериалов. Отложите это на вечер после основных запланированных дел. Не копите рабочие задания, которые как снежный ком потом «внезапно» навалятся на вас. Повторюсь, только высокий уровень добросовестности и внутренней мотивации приводит к эффективности в работе, в том числе учебной. Конечно, здесь надо учитывать и социально-психологические свойства личности».
Как знание этих свойств поможет в дистанционной работе?
«Эти данные получены нами экспериментальным путем в процессе выполнения дипломной работы «Проявление социально-психологических свойств личности в условиях дистанционной работы». В прошлом году ее защищала моя студентка. Если кратко, то мы получили следующие выводы: дистанционные работники считают, что они удовлетворены своей профессиональной деятельностью, и, в целом, не чувствуют недостатка в общении. Дистанционные работники являются эмоционально стабильными, уверенными в себе личностями с высоким уровнем добросовестности, контролирующими свои внутренние импульсы, с направленностью на командную работу и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей. При выполнении своих должностных обязанностей ими в первую очередь движет внутренняя мотивация, то есть личный интерес и эмоции, получаемые от нее. Возраст дистанционного работника не влияет на его ощущение себя как значимого и востребованного работника и на удовлетворённость результатами своего труда. У него ярко проявляются такие свойства личности, как нейротизм, добросовестность и экстраверсия, независимо от возраста. Дистанционные работники, при условии наличия высокой эмоциональной стабильности и добросовестности, будут считать себя значимыми профессионалами, удовлетворенными своей профессиональной деятельностью. Дистанционный работник, руководствуясь выполнением работы ради интереса к самому процессу работы, не будет переживать профессиональную невостребованность».
После работы всегда нужен отдых. Но как организовать его правильно, если отдыхать придется на том же месте, где проходил дистанционный учебный или рабочий день?
«Если вся деятельность происходит в одной комнате, то нужно убрать в шкаф «рабочие» вещи и освободить пространство для отдыха. Многие после рабочего или учебного дня любят пообщаться с близкими, посмотреть телевизор, отправиться в театр или музей — сейчас это можно сделать виртуально. Но в таком отдыхе отсутствует движение, а его крайне важно привнести в дистанционные будни. Поэтому мой совет: выделить время на физические занятия. Тренировка, если выполнять ее каждый день, войдет в привычку, и вам удастся каждый день давать отдых телу и уму».
Когда режим самоизоляции завершится, как правильно из него выходить?
«Если вы в дистанционном формате не нарушали рабочий режим, то приехать на учебу или работу будет привычным и даже радостным, долгожданным событием. А если из режима самоизоляции вы устроили отдых, то войти в рабочий ритм будет сложно. В таком случае можно заранее вставать и ложиться по рабочему времени и начать планировать свое время, чтобы за несколько дней настроиться на серьезную работу или учебу.
Недавно я задала студентам вопрос: «Изменит ли нас самоизоляция?» Ответы были разные. Но главное, сказали они, изменится отношение к общению в реальной жизни, личные встречи будут цениться выше. Будет другое восприятие вирусов и болезней, и медицинская маска из прихоти превратится в средство защиты. Да и дистанционные работа и учеба, когда-то считавшиеся далекими, теперь наша реальность. Ну и, конечно, многие шутя подходят к ситуации и спрашивают, а можно после окончания карантина как-то оставить эту социальную дистанцию в 2 метра на законодательном уровне? Именно юмор может помочь справиться со всеми изменениями».