Правовед из ЮУрГУ разработала комплекс мер обеспечения цифрового суверенитета БРИКС

Сегодня много говорится о технологическом суверенитете России. Но возможен ли цифровой суверенитет стран содружества БРИКС? Конечно, ведь в рамках БРИКС предполагается долгосрочное взаимодействие в создании цифровых технологий, что невозможно без правовой поддержки.

Проблемам цифрового суверенитета БРИКС посвящена совместная работа заместителя директора Юридического института ЮУрГУ по международной деятельности, доктора юридических наук Елизаветы Громовой и её бразильского коллеги Даниэля Брантеса Ферейра, опубликованная в журнале второго квартиля Scopus.

«Цифровой суверенитет – это внутренняя и внешняя независимость государства в создании и применении цифровых инновационных технологий. Столкнувшись с беспрецедентным санкционным давлением, Россия сегодня ощутила эту потребность на себе, – говорит Елизавета Громова. – Цифровой суверенитет основывается на четырёх принципах: защита информации, вопросы кибербезопасности, эффективное регулирование законодательства по результатам работы экспериментальных площадок, благоприятный климат для развития технологий».

В том, что касается экспериментальных правовых площадок Елизавета Громова – один из лучших экспертов. Такие площадки, называемые ещё «регуляторными песочницами», практиковались и ранее, и в России, и за рубежом. Пришла пора распространить этот метод и на уровень БРИКС.

Таким площадкам, а также созданию благоприятных условий для развития технологий Елизавета Громова посвятила свою докторскую диссертацию «Стимулирующие правовые режимы в сфере цифровых инноваций и технологий». Работа была успешно защищена в Казани в середине октября 2024 года.

Работая над докторской, Елизавета Громова составила и «законодательную инициативу» – пакет изменений российского законодательства, направленных на создание благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий. Изменения касаются также федеральных законов «Об экономических зонах Российской Федерации», «Об инновационном центре Сколково», «О контрактной системе закупок… для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О развитии малого и среднего предпринимательства» и другие.

Цифровой суверенитет невозможен также без контроля над поисковыми системами – соответствующими основному языку и домену страны, без фильтрации информации, угрожающей безопасности государства. Первым успешным примером по защите цифрового суверенитета считается создание китайского Великого файервола – по аналогии с Великой Китайской стеной, ограничивающего доступ жителей КНР к западным социальным сетям и поисковикам. Не менее успешным считается российский проект «Госуслуги», обеспечивающий доступ россиян к взаимодействию с чиновниками без долгих очных очередей.

Однако между законами стран БРИКС существует и определённая асимметрия. Для разработки беспилотного транспорта (наземного или воздушного) нужны общие правила их технического обслуживания и эксплуатации. В исламских странах, таких как Иран или Саудовская Аравия, существуют особенности в отношении медицинской этики и обращения с врачебной информацией. Представителей Индии и Ирана в значительной мере волнуют вопросы обращения с финансами. Кстати, Елизавета Громова и Даниэль Ферейра в своей работе предполагают, что для обеспечения цифрового суверенитета БРИКС понадобится собственная единая валюта, не привязанная к доллару или евро, возможно цифровая.

Чтобы согласовать законы разных стран так, чтобы это устраивало и власти, и бизнес, нужны эксперименты в международных правовых «песочницах». А для того, чтобы запустить их работу и дальнейшие исследования учёных-правоведов, необходимо принять на очередном саммите БРИКС соответствующую декларацию, основанную примерно на тех же принципах, что и пакет изменений законов РФ, разработанный Елизаветой Громовой.

Тем временем Елизавета Громова из ЮУрГУ осваивает новое направление – законодательное сопровождение квантовых компьютеров будущего. Квантовые компьютеры появятся через 30-50 лет, но алгоритмы и сети передачи данных для них моделируются уже сегодня. Самое время подумать и о том, какие государственные нормы помогут сделать квантовые технологии безопасными для общества.

«Другие страны не отстают, уже сейчас начинают появляться как концепции общего стратегического планирования, так и специальные документы, регулирующие создание и внедрение квантовых технологий, – утверждает Елизавета Громова. – И конечно здесь не обойтись без экспериментальных правовых режимов. Регуляторные песочницы позволят протестировать сервисы, бизнес-модели и продукты, основанные на квантовых технологиях».

Так уже сегодня правоведы стран БРИКС, в том числе учёные ЮУрГУ, экспериментируют и моделируют законы, необходимые для будущего.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.