Людмила Шестеркина: «ЮУрГУ-ТВ готовит суперсовременных медиаспециалистов»

О том, как родилась идея студенческого телевидения и радиовещания, о людях, воплотивших её в жизнь, о планах и перспективах рассказывает заведующий кафедрой ЖРиСО ЮУрГУ, заместитель директора телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Людмила Шестёркина.

– Людмила Петровна, как возникла мысль создать университетскую телерадиокомпанию?

– Идея пришла, когда меня и Сергея Ивановича Гордиенко пригласили в ЮУрГУ, чтобы создать кафедру телевизионной и радиожурналистики. Тогда стало появляться много телеканалов, радиостанций и резко вырос спрос на хороших теле- и радиожурналистов. А вузы выпускали, в основном, кадры для печатных СМИ. Мы, профессионалы с четвертьвековым опытом работы на телевидении, понимали, что готовить хороших специалистов для нашей сферы невозможно без соответствующей техники и аппаратуры. Мы в свое время работали в региональном корреспондентском пункте Российского телевидения и радио и представляли, какой нужен уровень подготовки выпускников: они должны быть сразу после получения диплома готовы включиться в рабочий процесс, иметь практические навыки создания теле- и радиоматериалов.

Мы обсудили концепцию телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» с руководством вуза – тогда ректором был Герман Платонович Вяткин. Для воплощения замысла необходимы были люди и средства. Герман Платонович сказал, что если есть хорошая идея и команда профессионалов, способных её воплотить, деньги найдутся. То, что университет принял идею создания «ЮУрГУ-ТВ», выделил финансы, и позволило нам создать ТРК. Техническое оснащение решили делать сразу на высоком уровне, аппаратуру закупали напрямую в Японии, брали не аналоговую, а цифровую, на которой и предстояло работать нашим выпускникам.

Преемник Германа Александр Шестаков, ныне президент вуза, всемерно поддерживал развитие телерадиокомпании, этот курс продолжает и нынешний ректор ЮУрГУ Александр Рудольфович Вагнер. Выражаю особую признательность руководству университета за эту заботу.

– Как собирали команду «ЮУрГУ-ТВ»?

– Главное, что принимали во внимание при отборе кадров, – профессионализм и общность идей. Сначала создали кафедру телевизионной и радиожурналистики, куда пришли настоящие мастера своего дела, наши друзья по работе, соратники, единомышленники. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, как мне повезло с коллегами.

– Как формируется редакционная политика?

– У нас есть концепция телеканала, где прописано, что наша работа должна способствовать развитию умного, доброго, вечного. Основной упор делаем на программы с позитивным настроем. Стараемся воспитать у студентов вкус, привить им культуру, внушить моральные принципы, понимание особой миссии журналиста: помогать людям жить, особенно в непростое время. Конечно, все материалы перед эфиром, как и положено, просматривают редакторы. На учебных занятиях разбираем, что получилось, а что нужно бы доработать.

− Как вы думаете, в чём особенность «ЮУрГУ-ТВ»?

− Считаю, что главная фишка нашей телерадиокомпании в том, что мы прежде всего учебное телевидение, предназначенное для подготовки специалистов в сфере СМИ, − как бы ни важны были задачи продвижения университета и создания нашей профессиональной медиапродукции. Раньше были четыре профиля: готовили кадры для телевидения, радиовещания, интернет-СМИ и печатных изданий. Потом эти профили слились в одну программу «Универсальная журналистика». Дальше, когда стали готовить магистров, появилась «Трансмедийная журналистика» − еще более широкая специальность, выпускник может работать во всех сферах сразу. На базе «ЮУрГУ-ТВ» мы учим специалистов, способных найти себе применение в мировом медиапространстве. Мне кажется, это очень круто.

Наше учебное телевидение органично вошло и в производственное расписание, и в образовательный процесс. Такие дисциплины, как «Выпуск учебной передачи», «Основы журналистики», «Творческая мастерская», предполагают обязательную практику на «ЮУрГУ-ТВ». Наши практические занятия, семинары, а иногда и теоретические лекции сопряжены с производственной работой: и учебный процесс идёт, и контент создаётся. Студенты с первого курса начинают реально работать на телевидении: учатся работать в кадре, писать телевизионный текст, осваивают очень серьезные современные монтажные программы, технологии нейросетей, искусственного интеллекта, потому что на телевидении это широко применяется. Получается, что наша ТРК стала центром подготовки суперсовременных специалистов. Вот это очень здорово.

− Участвует ли ТРК в научной деятельности?

− Конечно! Вот, к примеру, моя докторская диссертация по формированию инновационной модели подготовки журналистов в условиях конвергенции строилась на эмпирическом материале, собранном в ходе исследований, которые мы проводили со студентами на «ЮУрГУ-ТВ». Несколько кандидатских диссертаций защищено благодаря тому, что телерадиокомпания существует как объект, как субъект, который можно и обсуждать в научном смысле, и исследовать. И, конечно, у меня на особом счету творческие дипломные проекты – которых очень много. Например, блестящий диплом Яны Зариповой − документальный фильм «За гранью исключительности». Картина была выдвинута на Всероссийскую премию молодежной журналистики «Шум» − и Яну признали лучшей из десяти тысяч претендентов в номинации «Прорыв года». Это огромное достижение, и сделано оно на базе студенческой телерадиокомпании. А сейчас Яна − режиссер программы «Молодежный проспект», но она там и оператор, и звукооператор, может и снимать, и монтировать, и собирать, универсальный медиаспециалист, полный творческих идей. Или диплом Валерии Бондарь, документальный фильм Manu Armata, на подготовку которого она получила грант губернатора. Совсем недавно Лера стала лауреатом премии губернатора Челябинской области в номинации «Творческая деятельность». Меня очень радует, когда студенты вот так проявляют свои способности. Ведь именно для этого мы и создаем здесь творческую среду, стараемся, чтобы ребята могли творить и профессионально работать. Когда они занимаются таким серьёзным делом, тогда и начинают понимать суть профессии. А суть в том, чтобы делать материал, который нужен людям и за который ты будешь сам отвечать и головой, и сердцем. Поэтому, когда наши студенты делают вот такие социально значимые материалы, я внутренне успокаиваюсь, понимая, что наша тележурналистика и в регионах, и в России в надёжных руках. У неё есть будущее.

− Не так давно телерадиокомпания вошла в структуру ИМСГН. Что это изменило в работе?

− Хочу сказать огромное спасибо Наталье Владимировне Тучковой, Ольге Валерьевне Марусеевой, Сергею Ивановичу Гордиенко, Матвею Александровичу Шолохову, оператору Даниилу Рукавицыну и нашим выпускникам, которые сейчас работают в ТРК − Анастасии Левицкой, Анастасии Швец, Владу Урванцеву. Огромное вам спасибо за то, что уделяете много времени именно обучению студентов. За то, что у вас на это есть терпение, время и желание. Я, как заведующий кафедрой ЖРиСО, очень ценю эту работу, благодарю всех и считаю, что мы вместе всё делаем правильно.

Вот почему очень логично, что «ЮУрГУ-ТВ» структурно входит в Институт медиа и социально-гуманитарных наук. Это позволяет нам и образовательный процесс строить так, как он сейчас строится в масштабах института, и, самое главное, участвовать в формировании той единой информационной повестки, которую продвигает ИМСГН, которую курирует Лидия Камиловна Лободенко и которая позволяет университету входить в пятёрку лучших вузов России по медийности и в топ-20 рейтинга вузов России M-RATE по итогам завершающегося года.

– Каковы планы и перспективы ТРК?

– Важнейшие задачи «ЮУрГУ-ТВ» – отвечать статусу ЮУрГУ как национального исследовательского университета, формировать имидж вуза как ведущего и крупнейшего центра науки, образования и культуры, сохранять передовые позиции, успевать за техническим прогрессом и готовить журналистов XXI века. А идей у нас хватает.

Иван Загребин, Надежда Юшина
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.