Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и Шэньянский технологический институт (ШТИ) связывает многолетний опыт реализации совместных проектов. В этом году ректоры двух вузов открыли совместную программу обучения студентов и новую лабораторию. Подробнее об этом нам рассказала директор Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ Ирина Потороко.
– В сентябре ЮУрГУ и ШТИ успешно запустили совместную образовательную программу бакалавриата по системе «2+2», которая в нашем университете реализуется на базе Высшей медико-биологической школы. Ирина Юрьевна, какие взаимные интересы у Челябинска и Шэньяна в запуске новой программы обучения «Биоинженерия»? Расскажите об ожидаемых эффектах такой коллаборации.
– Совместная образовательная программа интегрирует компетенции в области биотехнологии и биоинженерии, и ее цель – прикладной биоинжиниринг для рационального использования сырьевых ресурсов агропромышленного комплекса. Наш взаимный интерес – ведение образовательного процесса с использованием алгоритма проектного обучения, платформы цифровой кафедры, которые могут быть не только образовательными, но и научными. Кроме того, красной линией проходит возможность студентам научиться разработать и довести до производства пищевой продукт.
Разработанная совместная программа дает, во-первых, фундаментальные знания в области биоинжиниринга и биотехнологий; во-вторых, формирует компетенции прикладного характера. Мы намерены интегрировать все компетенции биоинжиниринга, которые дает студентам китайский вуз, с биотехнологическими компетенциями и опытом в этой области исследований ЮУрГУ. Важно, что мы работаем и на удовлетворение запросов наших индустриальных партнеров: стремимся улучшить сенсорный и органолептический профили продуктов питания, обучаем студентов грамотному моделированию полезности и «вкусности» продовольственных товаров.
Фактически мы совместно с зарубежными коллегами создаем прикладную программу, которая научит наших обучающихся рациональному использованию продовольственных ресурсов. Программа обучения будет заканчиваться получением двух дипломов: Шэньянского технологического института (ШТИ) и ЮУрГУ. Первые четыре семестра (1-й и 2-й курсы) китайские студенты будут обучаться в родном вузе, а затем (3-й и 4-й курсы) – в ЮУрГУ, где пройдет защита выпускных работ. Важно, чтобы научная разработка выпускника обязательно была прикладной, интересной для целевой группы потребителей. На мой взгляд, пятнадцать ребят, зачисленных в торжественной обстановке на первый курс такой уникальной программы бакалавриата, – отличный результат. Мы увидим наших зарубежных студентов в ЮУрГУ уже через два года. Они будут жить и учиться в нашем челябинском Межуниверситетском кампусе, где сегодня столько удобств для проживания, а в дальнейшем и для научного творчества.
– По какой схеме и чему будут обучаться китайские и российские студенты по новой программе бакалавриата?
– Система обучения по совместной программе «Биоинжерения» – «2+2» – предусматривает, что первые два года студент обучается в Китае, после чего на последующий период обучения (два года) приезжает в Челябинск. Такой механизм обучения хорошо изучен и апробирован, в том числе в других структурных подразделениях нашего университета. У нас составлен согласованный с коллегами из ШТИ учебный план, в котором учтены все различия в структуре и наполненности образовательного процесса. Те дисциплины, которые студенты изучат в ШТИ, по содержанию согласуются с теми, что преподаются в нашем университете. Это позволит реализовать практику переаттестации, а если понадобится, некоторые дидактические единицы в ходе обучения мы компенсируем дополнительно.
Мы будем выстраивать учебный процесс с учетом актуальных партнерских интересов, вкладывая в программу образования те компетенции, которые ожидает индустрия, чтобы будущий специалист был востребован на рынке.
– На каком языке будет вестись обучение по такой программе бакалавриата?
– Образовательная программа реализуется на китайском и русском языках. Для поступивших на программу будет организован курс углубленного изучения русского языка при центре «Институт Пушкина» (его открыл ЮУрГУ в 2018 году) в Тяньцзиньском университете иностранных языков. Для плавного погружения ребят в русскоязычную среду на втором курсе ведущие преподаватели кафедры пищевых и биотехнологий ЮУрГУ проведут занятия по таким дисциплинам, как «Основы биотехнологий» и «Нутрицевтика и экология человека». Для студентов из Шэньянского технологического института это уникальное предложение, так как данные дисциплины у них не читают.
– Во время недавнего визита делегации ЮУрГУ в Шэньянский институт стороны подписали договор об открытии Международной российско-китайской совместной лаборатории переработки биоресурсов. Почему такая международная лаборатория нужна и какие исследования на ее базе планирует проводить российско-китайский научный коллектив?
– Научные эксперименты будут вестись в России и в Китае одновременно. Ученые реализуют совместные проекты, финансируемые правительствами, обществами и фондами обеих стран, что позволит развивать двустороннее движение по актуальным исследовательским темам за счет научного потенциала университетов. Лаборатории уже осуществляют исследовательские работы. Наш научный коллектив будет проводить самые актуальные и инновационные исследования, среди которых анализ безопасности сельскохозяйственного сырья и побочных продуктов; разработка технологии обеззараживания на основе использования нетепловых эффектов холодной плазмы; это также разработка ферментативных технологий переработки вторичных сельскохозяйственных ресурсов для кормов животных с улучшенным профилем полезности; разработка сонохимических технологий интенсификации процессов биоконверсии. Мы с нашими китайскими коллегами будем обмениваться полученными наработками, что позволит в дальнейшем сформировать наиболее рациональные предложения для индустрии.
– Ирина Юрьевна, какой интеллектуальный научный обмен возможен с шэньянскими коллегами? Расскажите о заделах ЮУрГУ и ШТИ в теме переработки биоресурсов и почему обмен идеями важен и полезен для обеих сторон.
– Сотрудничество ЮУрГУ с ШТИ выстраивалось несколько лет, оно сформировано с пониманием того, какими ресурсами обладает каждое учебное заведение. Наши научные партнеры имеют хорошую материальную базу с точки зрения лабораторного приложения для пищевых производств: у них есть целые мини-линии по производству отдельных видов продуктов. Самое же важное, что интересует лично нас, – это то, что они реализуют механизмы прослеживаемости: выращивают в своей провинции продовольственное сырье и ищут способы его переработки, что позволяет вовремя минимизировать риски отклонений в цепочке товародвижения. Особый интерес для нас составляла и развитость у них технологий бродильных производств, а также тесное взаимодействие ШТИ с индустриальными партнерами-производителями продукции этого сегмента.
Их образовательная программа биоинжиниринга предусматривает глубокое изучение растительного сырья для выявления наиболее ценных компонентов, в том числе для экстрагирования, определения значимых точек технологического процесса для качественного и количественного сохранения таких компонентов в конечном продукте. На факультете фундаментальных и прикладных наук ШТИ готовят специалистов в области биоинжиниринга переработки биоресурсов.
Наша совместная работа сосредоточена на прогнозировании и проектировании модели будущего продукта: анализ входных показателей по всему перечню пищевых компонентов сырья позволит сформировать массив данных для обеспечения технологии готового полезного продукта. Китайские коллеги глубоко занимаются и процессами ферментации продовольственного сырья, что станет достойным дополнением для нашей совместной научной работы.
Когда мы оценивали учебные планы и образовательные программы направлений подготовки в Шэньянском технологическом институте, мы понимали, что́ изучается в китайском институте и как это может преломиться в рамках развития компетенции в нашем университете. По моему мнению, наши биотехнологии и их биоинжиниринг – достойный симбиоз для получения новых результатов для пищевой индустрии. И мне очень импонирует, что в настоящий момент пятнадцать человек готовы начать такой проект – это укрепит новую линию межуниверситетского взаимодействия.