21 марта проходит Всемирный день поэзии – праздник для мастеров пера и всех тех, благодаря кому мы задумываемся о вечном. Об особенностях современной поэзии, тенденциях её развития, классических стихотворениях и многом другом нам рассказал преподаватель и доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук, литературовед Евгений Смышляев.
– Евгений Александрович, почему преимущественно классические стихотворения XIX и начала XX века являются незыблемыми и почти всеми любимыми?
– На этот вопрос есть несколько вариантов ответа, каждый из которых будет правильным. Во-первых, чтобы что-то считалось действительно хорошим и проверенным, должно пройти время. Так работает с литературой в целом и с поэзией – в частности. По прошествии времени если мы посмотрим, так сказать, издалека, то поймём, кто из авторов какой вклад внёс, проанализируем объём этого вклада, увидим историю развития конкретного автора, его путь и посмотрим, как из поколения в поколение он влияет на других поэтов, в том числе современных, и насколько его вклад в литературу и поэзию ценен. Так было с легендарными авторами, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, поэтами Серебряного века, как например, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, М. И. Цветаева. Ведь они внутри своего времени были известны далеко не всем, а сейчас их знает практически каждый. Потому что, посмотрев на это с точки зрения нашего времени, на то, как они влияли на поэтическую традицию десятилетиями и веками, мы можем с уверенностью сказать, что они мастера своего дела.
– Нам известно крылатое выражение о Пушкине, что он «солнце русской поэзии». Скажите, почему именно Александр Сергеевич и как вышло, что его ассоциируют в первую очередь с поэтом, ведь он писал и прозу?
– Конечно, благодаря онегинской строфе и роману в стихах «Евгений Онегин». Это было новаторство, эпический шедевр, колоссальный труд, который знают и читают во всех странах мира. Произведение написано по объёму как роман, но в стихах – очень тонко, лаконично, интересно, понятно и доступно, с языковыми преобразованиями и выражениями, что были в XIX веке, а читается легко и просто и в веке XX, и в веке XXI. Конечно, за счёт этого А. С. Пушкин больше признаётся как блестящий поэт, к тому же, если сравнивать объёмы его поэтического и прозаического творчества, поэзия будет преобладать.
– А какие факторы принципиально отличают поэзию от прозы?
– Если объяснять простыми словами, то главный фактор отличия – это расположение текста: всё, что написано в столбик, вертикально, – поэзия, стихотворения, а в строчку, горизонтально – проза. С точки зрения литературоведения это называется «двойная сегментация текста».
Стоит отметить, что в стихотворении может не быть какого-то из важных и привычных читателям компонентов, как например, рифмы, ритма, но при этом это всё равно будет относиться к поэзии. В верлибрах, например, нет рифмы. Ещё в стихотворении может отсутствовать рифма, но ритмически оно будет упорядоченным и будет иметь размер – это называется белым стихом.
В дополнение скажу, что в отличие от прозаического текста, поэтический более насыщен образами, в поэзии нужно более ёмко и умело передать особые состояния лирического героя, внутренний мир, происходящие события.
– Многие считают, что хороших произведений сейчас не выпускают, в том числе стихов, а следовательно и такого явления, как «современная поэзия» не существует. Развеете миф и почему так сложилось?
– Во многом, думаю, это связано со школьной программой, где, как правило, всё и останавливается на XX веке, а именно на Серебряном веке. Вообще если в школьную программу включены ОБЭРИУты, как например, Даниил Хармс, Александр Введенский, а ещё изучается поэзия Генриха Сапгира и Лианозовская школа, то это уже что-то выдающееся. Чаще же мы встречаем первый вариант, отсюда и бытует такое мнение, что больше ничего и нет: другой, современной поэзии не существует. К тому же после школы люди уже идут учиться, а затем работать по специальности и мало кто потом углубляется в дальнейшее изучение современной поэзии, вот и работает миф, что ничего нет. Но на самом деле это далеко не так.
Безусловно, современная поэзия существует, более того, даже в каждом регионе. Доказательством тому может служить наш замечательный проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала». У нас есть одноимённый сайт и группа во «ВКонтакте». Кстати, на нашем сайте уже выложена информация о 10 авторах, включающая биографию, творческий путь и анализ творчества. В дальнейшем мы планируем расширить проект и рассказать обо всех южноуральских поэтах, которых на данный момент насчитывается более 30. Это авторы из Челябинска, Троицка, Кыштыма, Магнитогорска и других городов нашего региона. Сейчас с магистрантами нашей кафедры мы работаем над тайм-линией про историю поэзии и прозы Южного Урала: конец XIX, весь XX и XXI века. Создаём это, для того чтобы показать, кто и как из поэтов работал, какие были студии, издательства и журналы.
– Тогда в чём особенность современной поэзии?
– Современная поэзия очень многолика. Существует множество направлений, тенденций, жанров, стилей. Но главное, что есть и всегда останется, – это преемственность поколений. Поэты следуют каким-то традициям Серебряного века, Золотого века, следуют традициям Лианозовской школы (1950 – 1970-е), а также, например, московского концептуализма (1970 – 1990-е). Для хорошего поэта и хорошей поэзии важно знать и читать своих предшественников, ведь чтобы создать что-то новое, интересное, нужно знать, что было до тебя, умело использовать это и преобразовывать. В качестве примера можно привести творчество нашего челябинского поэта Яниса Грантса. Он во многих своих стихотворениях демонстрирует литературную связь со своим предшественником – Даниилом Хармсом, цитирует его, использует похожие приемы, обращается к поэтике абсурда. В то же время стихотворения Яниса Грантса про современный мир, про наше время и зачастую про наш с вами город – Челябинск. Если кто-то из читателей интервью решит поближе познакомиться с его творчеством – не пожалеет! Итак, возвращаясь к вопросу, думаю, что главной особенностью хорошей современной поэзии является умелое сочетание традиции с новыми веяниями, в том числе технологическими (цифровая поэзия, нейропоэзия, видеопоэзия и т. д.).
– Как изменилась поэзия на сегодняшний день и какие, на ваш взгляд, тенденции развития её ждут?
– Что касается новых веяний, то они зачастую связаны с технологиями. В любую эпоху появляется что-то новое, будь то пишущая машинка или компьютер. Например, такой поэт, как Дмитрий Александрович Пригов в конце двадцатого века много экспериментировал с визуальными стихотворениями, создавая их с помощью печатной машинки. Такие его стихи получили название «стихограммы».
Стихограмма «АЯ»
Разумеется, и сейчас современные авторы используют технологии, в т. ч. нейросетевые, это также чат-боты, которые создают поэтические тексты с ними в соавторстве. Кроме того, есть такие направления, как видео-арт, видеопоэзия, саунд-поэзия. Технологии, несомненно, влияют, но суть поэзии всегда остаётся прежней – делать открытия, развивать язык, внутренний мир человека, помогать людям лучше понимать друг друга и относиться друг к другу с большим пониманием и сочувствием. В поэзии всегда важна попытка сопричастности, рефлексии над человеком и миром, и она остаётся и останется сейчас – даже в век технологий, потому что это основа для поэзии – понять человека, понять себя и понять мир.