Двигатель для электротранспорта создает магистрант ЮУрГУ Алексей Валиев. Вместе с преподавателем Энергетического факультета юный исследователь трудится над перспективной разработкой, которая должна вывести производство электромашин на новый уровень. Потенциал проекта отметили на конкурсе «УМНИК» – магистрант оказался в числе победителей и получил грант на развитие своей идеи.
Двигатель для электрических автомобилей создает магистрант ЮУрГУ Алексей Валиев. Перспективное направление захватило его еще на первом курсе. Студент Энергетического факультета Политехнического института проектировал асинхронный двигатель (электродвигатель переменного тока), а затем занялся электродвигателем типа PCB (Printed Circuit Board Motor). Его отличительной особенностью является статор (неподвижная часть электродвигателя) с печатной платой. Со своей разработкой молодой ученый выиграл конкурс проектов «УМНИК».
На фото: Алексей Валиев, магистрант Энергетического факультета Политехнического института
Конкурсной комиссии Алексей Валиев представил проект современного электродвигателя – более мощного в сравнении с аналогами, но при этом не такого громоздкого. Его преимущества можно заметить даже во время производства: для такого электродвигателя нужно меньше материалов, чем для других.
«Преимуществом данного двигателя типа PCB будут являться меньшие габариты при тех же мощностях, что и у аналогов, за счет улучшения отвода тепла и повышения тока двигателя. Это новый вид двигателя на рынке, он может достичь лучших характеристик по сравнению с аналогами», – рассказал Алексей Валиев.
Рисунок: устройство двигателя типа PCB
Двигатель типа PCB широко применяется: его можно встретить, например, в сервоприводах (механических приводах с автоматической коррекцией состояния) и устройствах, созданных для тяжелых условий эксплуатации. Образец, который создает магистрант Энергетического факультета, рассчитан в первую очередь на индивидуальный транспорт. Это направление сегодня особенно актуально, ведь современный мир все больше уходит в сторону электромобилей. Их двигатели надежные и долговечные, могут долго эксплуатироваться, сами машины не производят вредные выхлопы, а также создают меньше шума.
Сейчас Алексей Валиев на начальном этапе создания двигателя типа PCB. Он разрабатывает чертежи и производит расчеты. В работе над проектом магистранту помогает профессор кафедры «Автоматизированный электропривод» Владимир Кодкин. Он консультирует по возникающим у молодого исследователя вопросам и объясняет принцип работы устройства.
В переходе от теоретической к практической части проекта исследователю поможет грант в 500 тысяч рублей, который получил Алексей Валиев, став победителем конкурса «УМНИК». В течение двух лет магистранту нужно представить разработку и запатентовать ее. Молодой исследователь не исключает также возможность сотрудничества с предприятиями, заинтересованными в выпуске устройств, работающих на электрических двигателях.
ЮУрГУ – участник Проекта «5-100», призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.