Любому спортсмену необходима хорошая координация движений. Чем лучше координационные способности спортсмена, тем меньше времени ему требуется для обучения, тем точнее и эффективнее он совершает технические приемы. Ученые Южно-Уральского государственного университета провели исследование и выяснили, что спортсмены с моторной асимметрией легче поддаются обучению и имеют более высокий потенциал спортивного мастерства. Результаты исследования были опубликованы в высокорейтинговом научном журнале Journal of Physical Education and Sport.
Левши ― звёзды единоборств?
Совершенствование координационных способностей приводит к значительному сокращению времени на обучение спортсмена, поэтому у многих тренеров спортсменов, занимающихся единоборствами, вызывает интерес моторная симметрия-асимметрия (дихотомия) верхних конечностей, которая оказывает влияние на выполнение технических действий правой или левой рукой, а также на их результативность и надежность.
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и здоровье», профессор кафедры «Теория и методика физической культуры и спорта» Евгений Черепов совместно с доктором педагогических наук, профессором, доцентом кафедры «Физическое воспитание и здоровье» Института спорта, туризма и сервиса Александром Егановым изучили структуру координационных способностей при различном уровне выраженности моторной асимметрии верхних конечностей спортсменов. Выборка включала спортсменов мужского и женского пола в количестве 165 человек, занимающихся спортивными видами единоборств (греко-римская борьба, дзюдо, самбо, рукопашный бой спортивное каратэ, кикбоксинг, бокс и другие), со стажем занятий от четырех до двенадцати лет.
«Диагностика двигательной дихотомии конечностей и координационных способностей проводилась по десятибалльной шкале. Были рассмотрены 5 показателей: интегральный показатель проявления координационных способностей, предпочтение выполнять действия преимущественно правой рукой, предпочтение выполнять действия преимущественно левой рукой, предпочтение выполнять действия преимущественно обеими руками и интегральный показатель спортивного мастерства. Была выявлена зависимость между спортивным мастерством и координационными способностями. Оказалось, что уровень мастерства спортсменов напрямую зависит от сформированности координации движений. Однако, у праворуких спортсменов, уровень спортивного мастерства оказался ниже, чем у леворуких. В нашем исследовании не было выявлено достоверной зависимости уровня спортивного мастерства от предпочтения выполнять действия обеими руками», ― поясняет Евгений Черепов.
Таким образом, левши при правильной программе тренировок в большей степени могут повысить уровень спортивного мастерства в единоборствах, чем праворукие спортсмены или амбидекстры.
Повышение эффективности тренировок
Результаты проведенного исследования в значительной мере повлияют на программы тренировок, помогут составить принципиально новые комплексы упражнений для более быстрого и результативного обучения спортсменов. Ученые пришли к выводу, что на начальных этапах тренировок при наличии скрытой леворукости или амбидекстрии спортсменов предпочтительнее обучать техническим действиям левой рукой.
«Анализ структуры координационных способностей при различном уровне выраженности моторной дихотомии верхних конечностей выявил, что спортивное мастерство определяется высоким уровнем развития координации движений при амбидекстрии, леворукости и в меньшей мере при праворукости. Таким образом, упражнения, направленные на усиление леворукости, являются резервом повышения мастерства спортсменов», ― объяснил Александр Еганов.
Ученые полагают, что при возможности выбора следует отдать предпочтение упражнениям для формирования устойчивой левосторонней моторной функциональной асимметрии. Но леворукость полезно поддерживать и развивать у левшей и спортсменов с амбидекстрией, потому что праворукие спортсмены имеют меньший потенциал для развития этого навыка.
В дальнейшем ученые планируют продолжить разработку и экспериментально обосновать методику тренировки по направленному воздействию на отдельные параметры координационных способностей в соответствии с особенностями развития координации спортсмена.
ЮУрГУ – участник Проекта "5-100", призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.