80 лет назад, 13 февраля 1945 года советские войска освободили от нацистов столицу Венгрии. В числе фронтовиков, учившихся и работавших в ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ, были и участники Будапештской операции.
Один из них – кандидат технических наук, профессор Агафангел Феодосиевич Кармадонов (1912–1995). С 1954 по 1983 год он возглавлял кафедру деталей машин и подъёмно-транспортных механизмов ЧПИ. Среди наград ветерана – ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За освобождение Праги» – и «За взятие Будапешта».
К сожалению, я не знал фронтовика лично. Этот материал составлен на основе рассказов его родных, а также документов и мемуаров, в том числе хранящихся в музее истории ЮУрГУ, и книги воспоминаний политехников о Великой Отечественной войне «Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…».
Родился Агафангел Феодосиевич в Сибири, на берегу Лены, в поселении Ичера Киренского района Иркутской области, где его отец служил управляющим на приисках «Лензолота». Агафангел Кармадонов хотел продолжить семейную традицию: после школы работал в геологической экспедиции, а затем поступил в Московский горный институт. Думал после учёбы вернуться на прииски. Но судьба распорядилась иначе. В Челябинске был создан институт механизации сельского хозяйства (нынешний ЮУрГАУ), и иногородних студентов перевели из Москвы в новый вуз. Так Кармадонов оказался на Южном Урале. В 1939-м окончил с отличием институт.
Когда началась Великая Отечественная война, он работал главным инженером МТС и имел брóнь от армии, но отказался от неё и ушёл на фронт. Сражался на Курской дуге, участвовал в Корсунь-Шевченковской, Умань-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской операциях, боях на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Победу встретил в освобождённой Праге.
«Хотя моё место было в роте технического обеспечения, – вспоминал ветеран, – однако почти с первых дней боевых действий меня прикомандировали к роте управления бригадой <…>. К моменту моего прибытия в бригаду радиосвязь была в запущенном состоянии. За период пребывания мне удалось восстановить все радиостанции бригады, а с начала боевых действий все ремонты производил на передовой, прямо во время боёв. Конечно, было сложно восстанавливать рации в боевых условиях, под грохот артиллерийской стрельбы, взрывов вражеских мин и снарядов. Тем не менее, не было случаев, чтобы прерывалась радиосвязь, сразу по доставке рации ремонтировались и отправлялись в свою часть».
Радиотехником в роте технического обеспечения Агафангел Феодосиевич служил с мая 1943 года.
«За время своей службы товарищ Кармадонов А.Ф. проявил себя знающим специалистом своего дела, честно и добросовестно выполняющим свой долг, – значится в наградном листе. – В течение полутора лет <…> обеспечивал ремонт радиостанций и аппаратуры бригады и подразделений, чем способствовал улучшению работы радиосвязи во время боевых действий бригады на Западном фронте, Первом и Втором Украинском фронте и в настоящее время. Для улучшения обслуживания частей и подразделений, ремонтируя радиоаппаратуру, товарищ Кармадонов всё время находился в боевых порядках при командном пункте бригады.
Не имея всегда положенного по штату радиомастера, товарищ Кармадонов значительную часть ремонтов выполнял собственноручно, вкладывая в работу свою находчивость и изобретательность.
Товарищ Кармадонов А.Ф. заслуживает правительственной награды – ордена Красной Звезды».
На войне – как на войне: жить приходилось в машине радиоремонтной мастерской, кормиться тем, что удастся раздобыть. Наступая, боевые части уходили вперёд, и базы снабжения за ними не успевали.
«Спали где придётся – в сараях, заброшенных помещениях, иногда под открытым небом. Это обычные фронтовые условия, – рассказывал Агафангел Феодосиевич. – В то время мы и не думали о трудностях. Вспоминая прошлое, удивляешься каким обыденным считалось всё это и каким неудержимым был наступательный настрой бойцов. <…> Пережить пришлось многое. Страшно было под немецкими бомбами. Две машины-мастерские, на которых я ездил в период боёв, попали под бомбы. Первый раз машина и имущество в ней сгорели; второй раз ранило моих подчинённых, только я и шофёр отделались легко».
В наградном листе от 22 мая 1945-го указано, что призванный Сталинским райвоенкоматом города Челябинска, 1912 года рождения, русский, беспартийный лейтенант, радиотехник роты технического обеспечения 18-й гвардейской механизированной Днестровской Краснознамённой, ордена Кутузова бригады Кармадонов Агафангел Феодосиевич воевал на Западном фронте с 10 мая по 15 сентября 1943-го, на Первом и Втором Украинском фронтах – с 8 января 1944 года. Далее дословно: «Гвардии техник лейтенант Кармадонов Агафангел Феодосиевич за время боевых действий бригады на территории Венгрии, Чехословакии и Австрии полностью справился с задачей ремонта аппаратуры частей и управления бригады. Находясь в первом эшелоне в районе расположения командного пункта бригады, товарищ Кармадонов обеспечивал быстрое восстановление раций, чем значительно содействовал работе радиосети бригады. Большие знания своего дела, добросовестное и преданное отношение к делу, а также умение товарища Кармадонова самостоятельно выполнять ремонт радиоаппаратуры обеспечивали скорую и качественную работу. Товарищ Кармадонов проявил много энергии и инициативы в обеспечении ремонта запчастями и техническим оснащением радиомастерской».
В августе 1945 года их армию перебросили в Монголию. После перехода через пустыню Гоби и хребет Большой Хинган она вступила в Маньчжурию и остановилась в Мукдене. Здесь А.Ф. Кармадонова назначили руководителем демонтажа и эвакуации японских военных заводов. Демобилизовался Агафангел Феодосиевич только в сентябре 1946 года. Вскоре профессор Михаил Петрович Сергеев, возглавлявший в то время по совместительству в ЧММИ – будущем ЮУрГУ – кафедру автомобилей и тракторов, встретил на улице своего бывшего студента-отличника, фронтовика и пригласил его на работу в вуз.
Первого октября 1946 года А.Ф. Кармадонов стал первым аспирантом автотракторного факультета и одновременно начал читать курс «Электрооборудование автомобилей и тракторов». В 1950-м защитил кандидатскую диссертацию. Два года спустя его перевели на должность доцента только что организованной кафедры деталей машин, а 30 июня 1954-го назначили её заведующим. Благодаря усилиям Агафангела Феодосиевича кафедра стала одной из крупнейших в институте и приобрела известность в стране. 33 аспиранта и соискателя защитили под его руководством кандидатские диссертации. Он был автором многих научных публикаций, обладателем 19 авторских свидетельств – и одним из основателей династии учёных и преподавателей вуза. В 1984 году по состоянию здоровья отказался от заведования кафедрой, однако по-прежнему работал в должности профессора, вёл аспирантуру, пока в 1992 году не ушёл на отдых – но до самой кончины в 1995 году консультировал аспирантов. Дело профессора Кармадонова продолжили его ученики и потомки.