В ЮУрГУ обсудили этику использования генеративного искусственного интеллекта

В Точке кипения ЮУрГУ прошел мастермайнд кафедры иностранных языков по теме «Генеративный ИИ: принципы, этика и стратегии использования в образовательном процессе».

Современные технологии искусственного интеллекта открывают перед высшим образованием уникальные возможности, позволяя сделать его более персонализированным и эффективным. Вместе с тем использование ИИ требует осознанного подхода, где ключевую роль играет соблюдение этических принципов, направленных на сохранение академической честности и формирование ответственного отношения студентов к применению новых инструментов. Учитывая активное развитие ИИ в образовательной среде, важно формировать собственные стратегии, соответствующие уникальным вызовам и особенностям учебного процесса в российской высшей школе.

В этой связи 20 января 2025 года на кафедре иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ состоялся мастермайнд, посвященный рассмотрению возможностей интеграции технологий ИИ в образовательный процесс с соблюдением этических принципов их использования. Руководителями мастермайнда выступили Елена Николаевна Ярославова, директор ИЛиМК, и Ксения Николаевна Волченкова, заведующий кафедрой иностранных языков ИЛиМК. Модерировали встречу доценты кафедры иностранных языков: Рената Елсакова, Анна Маркусь, Ольга Лазорак и Татьяна Передриенко.

По словам Волченковой К.Н. «Формат мастермайнда был выбран не случайно, так как тема ИИ в образовании является одновременно актуальной и малоразработанной в части этики применения технологий ИИ в образовании и научного обоснования использования ИИ с целью развития критического и творческого мышления как студентов вуза, так и преподавателей, читающих профессиональные дисциплины. Нам важно было не только определить этические принципы использования ИИ в обучении студентов иностранным языкам, но и обменяться мнениями, и обобщить опыт взаимодействия преподавателей со студентами в плане этичного и неэтичного использования ИИ для выполнения домашних заданий и КРМов».

Формат мастермайнда предполагает активное взаимодействие участников с целью обмена креативными идеями по использованию ИИ при разработке учебных заданий, обсуждение проблемных вопросов в группах и обобщение результатов модераторами мероприятия.

Структура встречи логично и последовательно раскрывала зарубежный и российский опыт регулирования в области стратегий и этических принципов использования ИИ, были проанализированы сходства и различия между подходами, предложены варианты этических принципов использования студентами ГИИ при подготовке учебных заданий.

Вторая часть мастермайнда затрагивала способы интеграции ИИ в задания и защиту от списывания. Преподаватели кафедры поделились идеями по поводу намеренной интеграции и возможностей ограничения применения студентами ИИ сервисов при выполнении заданий.

Третья часть мастермайнда была посвящена корректировке критериев контрольно-рейтинговых мероприятий, проводимых в рамках преподаваемых дисциплин на кафедре иностранных языков на всех уровнях обучения.

К основным выводам проведенного мастермайнда можно отнести необходимость создания методических рекомендаций кафедры иностранных языков в области применения студентами ИИ инструментов для подготовки учебных работ, необходимость повышения квалификации преподавателей в области этичного использования ИИ в образовательном процессе вуза и проведение научных исследований по обоснованию и внедрению ИИ в изучение иностранных языков в вузе. Проанализированный опыт преподавательского состава и предложенные варианты способов решения проблемы смогут служить основой для разработки проекта политики кафедры иностранных языков в области использования ИИ в обучении иностранным языкам.

Анна Маркусь, Рената Елсакова, Ксения Волченкова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.