В жизни Юлии Дмитриевой случился крутой поворот. Она изучала физику твердого тела, а стала кандидатом психологических наук. Оказывается, связь между физикой и психологией значительна, хотя и не очень заметна с первого взгляда. Мы беседуем о типах личности и их ресурсах, о креативности, стрессоустойчивости и пользе от «Гарри Поттера».
Справка «АН»
Юлия Александровна Дмитриева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности», старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ЮУрГУ. В 2008 году окончила ЧелГУ, получив диплом бакалавра по направлению «Физика». В 2010 году окончила магистратуру ЮУрГУ по направлению «Психология инновационной деятельности». Победитель конкурса на получение стипендии Правительства РФ в 2013-2014 гг. Руководитель гранта РНФ «Прогноз эффективности студентов в проектной деятельности: математическое моделирование психологических ресурсов» (2023-2024 гг). Автор более 90 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
По законам физики
– Изначально о психологии я даже не думала. Хотя со школы любила что-то объяснять, с удовольствием помогала одноклассникам, если ко мне обращались, – вспоминает Юлия Александровна. – В университете я изучала физику конденсированного состояния, физику твердого тела. Окончила бакалавриат, поступила в магистратуру. Но тут узнала, что в ЮУрГУ открылась новая магистратура по направлению «Психология инновационного менеджмента», и моя жизнь круто изменилась…
– Разочаровались в физике?
– Не то чтобы разочаровалась. Скорее, наоборот. Хотелось найти знаниям практическое применение. Очень благодарна научному руководителю, доктору психологических наук, профессору Вере Геннадьевне Грязевой-Добшинской, которая открыла мне мир психологии. Она учла возможности математики и физики и мои научные интересы. Это позволило реализовывать интересные междисциплинарные проекты.
– Действуют ли законы физики в психологии?
– Скорее, можно провести аналогии. Например, можно рассмотреть эффективность командной работы с точки зрения закона Ома при последовательном или параллельном соединении. Итог совместной деятельности будет зависеть от того, как участники «соединены» между собой, как находят контакт. Или же третий закон Ньютона можно рассмотреть в межличностной коммуникации, психологии конфликта. Сила действия равна силе противодействия...
– Наверное, непросто найти психолога, который бы знал и любил математику...
– Да, большие сложности вызывает статистика у психологов. Не любят они математику (смеется). Но без нее сегодня не обойтись. Я использую свои знания по математике и физике в психологических исследованиях. Оперирование числами, анализ статистических данных… Еще учась в магистратуре, благодаря Вере Геннадьевне я открыла для себя исследовательскую деятельность. Мы побывали в Германии на ежегодном конгрессе по математической психологии. Увидели, как интенсивно развивается это перспективное направление.
Наш доклад был очень хорошо принят. На Западе, кстати, вообще математика и психология в вузах часто объединены. Есть, к примеру, факультеты компьютерных наук и психологии. То есть параллельно идет подготовка по математике и программированию, поскольку в психологии много вычислений. Командировки, конференции, стажировки, сотрудничество с Институтом психологии Российской академии наук – все это дает очень ценный опыт.
Резерв руководителей
– В багаже ваших достижений есть уникальная разработка?
– Моя диссертация была посвящена ресурсам активности субъектов в инновационной деятельности. Писала долго, поскольку это было непросто с учетом непрофильного первого образования. В основе кандидатской авторский метод математического моделирования, который позволяет учитывать многие моменты.
Психология – это большое количество различных методик, тестов. Мы можем «померить» отдельные личностные качества и свойства. Формула, которую я разработала, позволяет соединить несколько свойств и рассчитать интегральные, обобщенные показатели, которые учитывают не только уровень выраженности отдельного свойства, но и взаимодействие свойств. Она позволяет рассчитать баланс ресурсов и даже предсказать, к какому типу можно отнести человека. А еще – спрогнозировать, насколько он будет успешен в инновационной деятельности.
– И какие ресурсы вы исследуете?
– Разные. В частности, меня интересовали лидерские качества. Умение работать в команде, мотивация достижения результата, креативность — это ведущие качества для управленческой деятельности. По соотношению двух показателей активности, инновационной и стабилизирующей, была разработана типология. Первое — это когда есть желание заниматься инноватикой, что-то придумывать новое, вести за собой. Такие люди замотивированы и надеются на лучшее. А стабилизирующая активность свойственна тем, кто хочет все сохранить, как есть. Представители консервативного типа осторожны, опасаются, как бы чего не вышло, в случае каких-то неприятностей готовы договориться с другими людьми.
Я использовала разные методики диагностики креативных, лидерских, командно-ролевых ресурсов, мотивации достижений. В центре внимания ресурсы для инновационной деятельности. Выборка была достаточно большая. Руководители разных уровней. Около пятисот менеджеров наших промышленных предприятий. Сейчас в психологии, в принципе, имеют место большие выборки. Результаты таких исследований обладают большей надежностью и достоверностью. К примеру, в исследованиях китайских, японских ученых иногда задействованы и тысячи человек.
– И что же, вы с каждым руководителем лично встречались?
– На предприятиях на протяжении нескольких лет проходил большой психологический аудит, программу которого разработала Вера Геннадьевна. Его цель – формирование резерва руководителей. Параллельно проводились исследования в группах по 20–30 человек. Изначально планировали защиту диссертации в Москве, в Институте психологи РАН, но началась пандемия. К счастью, в ЮУрГУ есть все условия для защиты. Существует свой активно развивающийся диссертационный совет, председателем которого является доктор психологических наук, доцент Елена Александровна Рыльская.
Окончание следует.