В Южно-Уральском государственном университете функционирует Центр инклюзивного образования, основной задачей которого является создание благоприятных условий для успешного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Директор Центра Дарья Романенкова рассказала о целях, методах адаптации студентов, а также о важности формирования инклюзивной культуры в университете.
– В прошлом году на базе университета состоялось открытие Центра инклюзивного образования. Расскажите, пожалуйста, для чего он был создан и какие его основные цели и задачи?
– Центр был создан по решению ученого совета в 2023 году. Основная цель – создавать, развивать и совершенствовать условия для обучения студентов с инвалидностью. Мы помогаем им решать различные вопросы, связанные с учебным процессом, и координируем работу университета в этом направлении. Инклюзивное образование является неотъемлемой частью всей системы высшего образования. Студенты с инвалидностью учатся в тех же группах, институтах и высших школах, ведь, прежде всего, они студенты.
Что касается задач, то это сопровождение студентов с инвалидностью, начиная с профориентации, помощи в выборе специальности, поступления в вуз, сопровождение в рамках работы приемной комиссии, помощь в учебном процессе до содействия трудоустройству.
– Какие методы и подходы используются для адаптации студентов с инвалидностью к учебному процессу?
– Адаптация студентов индивидуальна, так как у каждого есть свои потребности и особенности здоровья. И, конечно, для того чтобы студенту адаптироваться, ему важно, чтобы эти особенности учитывались в учебном процессе, особенно на начальном этапе.
Мы встречаемся с каждым студентом индивидуально, объясняем, как устроен процесс обучения в университете, чем мы можем ему помочь, куда с какими вопросами обращаться. Затем студент заполняет анкету, в которой указывает, какие у него интересы, чем он занимался, например, спортом, искусством, какие есть предпочтения и образовательные потребности, а также особенности здоровья и как они влияют на учебный процесс. Эти данные мы передаем преподавателям и ответственным за обучение студентами с инвалидностью в каждом институте и высшей школе ЮУрГУ.
Мы учитываем различные потребности – например, доступ к лифтам для маломобильных студентов, помощь в организации расписания и даже вопросы по социальной стипендии или материальной помощи. Мы стараемся, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и легко адаптировались к учебному процессу в нашем вузе.
– Проводится ли работа с преподавателями, чтобы они были готовы работать с такими студентами?
– Да, конечно. Буквально недавно у нас завершился первый этап курсов повышения квалификации для преподавателей, посвященных актуальным вопросам инклюзивного образования в вузе. Данная программа ориентирована на преподавателей ЮУрГУ, и мы им рассказываем, как организовано обучение студентов с инвалидностью, какие есть технические средства и как важно учитывать особенности студентов, чтобы создать комфортные условия для его успешного обучения. Также недавно был обновлен документ, который регулирует организацию учебного процесса для таких студентов, охватывая все вопросы – от профориентации до трудоустройства. Мы стараемся, чтобы эта деятельность в вузе была системной, и наша главная задача, чтобы каждому студенту было хорошо и комфортно в ЮУрГУ.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются студенты, и как вы им помогаете?
– Студенты обращаются с разными вопросами. Например, слабослышащие студенты могут нуждаться в переводе на жестовый язык, или требуется помощь с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Бывают случаи, когда студентам необходимо получить специальное оборудование или помощь в навигации по корпусам университета. Все проблемы решаются оперативно.
– Вы также упомянули содействие в трудоустройстве. Как это работает?
– Да, трудоустройство выпускников – это важная часть нашей работы. Мы активно взаимодействуем с различными компаниями, фондами и центрами занятости, чтобы помочь студентам с инвалидностью найти подходящую работу. Мы также отслеживаем успехи выпускников, чтобы понять, как они трудоустраиваются, и, если у них возникают проблемы, мы всегда готовы помочь.
– Что еще вы хотели бы добавить о Центре инклюзивного образования?
– Мы открыты для сотрудничества не только со студентами, но и с преподавателями. Уже около несколько десятков человек прошли курсы повышения квалификации по новой программе, и они теперь лучше понимают, как работать с такими студентами.
В Центре также прорабатываются вопросы создания доступной среды, например, поручни и таблички с использованием шрифта Брайля. Такие вещи, с одной стороны, нужны студентам с инвалидностью, а с другой – для всех студентов, как метки о том, что есть разные люди. Мы стремимся к формированию инклюзивной культуры в университете, чтобы взаимодействие между всеми студентами было на равных. Каждый человек уникален и интересен, важно создавать условия для их комфортного взаимодействия в учебной среде.