Как становятся преподавателями, как заинтересовать студентов сопроматом, так ли этот предмет страшен, как говорят? Рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры «Техническая механика» Политехнического института ЮУрГУ Вадим Порошин (на фото – слева).
– Вадим Борисович, как вы выбрали профессию преподавателя?
– Можно сказать, она сама меня выбрала. Окончив Челябинский политехнический институт, я чуть более года проработал в СКБ «Турбина», но после нескольких лет бурной деятельности в Студенческом конструкторском бюро «Поляроид» при кафедре сопротивления материалов (а студенты помимо НИРС привлекались и к выполнению хоздоговоров, тут надо сказать спасибо Борису Петровичу Кузьменко, который вёл в нашей группе практические занятия по сопротивлению материалов) и вечернего, а иногда и ночного обучения по тогда ещё официально не существовавшей специальности «Динамика и прочность машин» эта работа показалась несколько рутинной, чего-то не хватало. Вот и захотелось снова погрузиться в привычную атмосферу. Однако штат преподавателей кафедры был заполнен, и угодил я в младшие научные сотрудники. Как пелось в одной популярной в те годы песенке: «Мэ-нэ-эсы – баловни прогресса…». И тут, надо сказать, новоявленному «баловню прогресса» крупно повезло с научным руководителем – профессором Олегом Сергеевичем Садаковым, талантливым учёным и просто хорошим человеком.
В те годы кафедра активно сотрудничала с предприятиями атомной энергетики и разработчиками авиационных газотурбинных двигателей, и наша – без преувеличения – передовая наука могла оказать действенную помощь производству. В общем, живая интересная работа, командировки, встречи с разными людьми, и везде к нам относились с уважением, а частенько и по-дружески.
Вместе с тем на кафедре сложилась традиция: преподаватель ты или научный сотрудник – но в любом случае должен вести как минимум практические занятия как минимум в одной группе – правда, на добровольных началах. Так разгружались штатные преподаватели, а нагрузка, особенно на ассистентов, была действительно высока – по 10–11 групп. Вот так мы входили в профессию, в которой я тружусь уже без малого полвека. Полученный же за время научно-исследовательской работы опыт стал превосходным подспорьем при разработке и чтении специальных курсов – «Конструкционной прочности», «Основ расчётов на прочность в инженерной практике» и даже общетехнических дисциплин, таких как прикладная и техническая механика.
– Что, по вашему мнению, важно для преподавателя?
– За годы работы я убедился: мало в совершенстве знать свой предмет, надо уметь донести его до аудитории – ярким живым языком, где-то рассказав подходящую к случаю историю из своего опыта или какой-нибудь исторический анекдот. Здесь личность преподавателя, умение красочно, образно и, конечно, грамотно говорить, его обаяние или, как нынче выражаются, харизма, играют наиважнейшую роль. Вы входите в аудиторию и с горящими глазами обращаетесь к студентам: «Я хочу вам рассказать об одной интереснейшей и очень важной вещи – как механические характеристики материала определяют работоспособность конструкции, давайте вместе разберёмся почему и посмотрим, как это используется на практике». К слову сказать, несмотря на все студенческие страшилки касательно сопромата, это не такая уж сложная и притом весьма логичная дисциплина – посмотрите, к примеру, какая простая и красивая формула получилась для определения напряжения при изгибе: ! Ведь и не захочешь – а запомнишь.
– Что вы можете сказать о нынешних студентах?
– Как мне кажется, усилилась, особенно в последнее время, их дифференциация. Создаётся впечатление, что часть учиться не желает. И это удивительно: ведь они поступали (и поступили!) в университет на выбранную специальность, которая даст возможность зарабатывать на жизнь, есть высококвалифицированные преподаватели, которые готовы делиться с ними профессиональными знаниями и навыками, и…вот на этом процесс обрывается. К счастью, всё-таки в каждой группе всегда есть несколько человек, которые относятся к учёбе, как говорится, настоящим образом. Вот ради них и идёшь в аудиторию с приподнятым настроением.
И отдельно хочу сказать об индивидуальной работе со студентами – как правило, старших курсов магистратуры. Они уже многое знают и умеют, отношение к учебной работе иное, вполне сознательное. С ними можно говорить на одном языке, как с младшими коллегами, совместно проводить серьёзные научные исследования. Выпускные квалификационные работы нескольких моих дипломников последних лет могут стать хорошей основой для диссертации. К защите ВКР эти люди уже имели опыт выступления на всероссийских и международных конференциях и публикации в отечественных и зарубежных высокорейтинговых журналах. Общение именно с этими ребятами и позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.
– Что бы вы посоветовали молодым преподавателям, ещё только начинающим путь в профессии?
– Не стесняйтесь попроситься послушать вместе со студентами лекции опытных преподавателей, обладающих, можно сказать, артистическим даром, тех, к кому студенты ходят не из-под палки, а потому что интересно, побывать на их семинарских занятиях. Чтобы детально разобраться в предмете, понимать его и даже прочувствовать, учите других: разъясняйте им и заодно себе тёмные места, пишите учебники и учебные пособия – это позволяет привести мысли в порядок, систематизировать свои знания и навыки. Как в песне испанского дуэта «Баккара» «Урок французского»: «Я объяснила им раз, другой, наконец сама поняла – а они всё никак понять не могут».