Творить новое: рассказываем об инженерах будущего

30 октября в России отмечается День инженера-механика. Мы не могли пропустить его, поэтому поговорили с Олегом Сивериным – инженером, старшим преподавателем кафедры «Процессы и машины обработки металлов давлением» – об актуальности профессии, портрете специалиста и карьерных возможностях выпускников.

– Кто такие инженеры-механики и в чем особенность их работы?

– Сразу вспоминаются Аристотель и Леонардо да Винчи, Генри Форд и Джордж Стивенсон – исторические личности, без которых сложно представить развитие человеческой цивилизации. В классическом понимании инженер-механик – это специалист, отвечающий за оборудование на производстве. В его задачи входит поддержание механизмов в порядке, диагностика машин и обеспечение их бесперебойной работы, модернизация и доведение до ума под конкретные условия. И даже выбор оборудования и экономическое обоснование его покупки часто ложится на механиков.

– А если говорить про нашу область?

– Наш регион силён своей промышленностью. Традиционно выпускники-механики строят свою карьеру в машиностроении и металлургии, при этом без них невозможна эффективная работа ни одного предприятия страны – наши студенты есть и на предприятиях пищевой отрасли, и в авиастроении. А недавно был запрос на специалиста, которому планировалось поручить проект по разработке линии для производства искусственных ресниц.

– Есть ли стереотипный образ такого специалиста?

– Современного инженера чаще встретишь не с гаечным ключом, а с планшетом или ультразвуковым дефектоскопом, не с карандашом и линейкой, а у компьютера за разработкой цифровых трёхмерных моделей, которые можно почти «с колёс» изготовить на станках с ЧПУ или 3D-принтере. А исследование машины на прочность или долговечность превратилось в достаточно увлекательную игру с нагружением моделей виртуальными силами и анализом полученных результатов в виде наглядных схем и графиков.

– Интересно. Вообще, сложно ли учиться на инженера-механика?

– Ещё десять лет назад я бы сказал, что очень непросто. Безотказная работа машин предполагает хорошее знание механики, термодинамики, материаловедения и других наук для решения нетривиальных инженерных задач. Сейчас же это скорее решение «технических квестов» с использованием современных средств.

– Какие перспективы у выпускников?

– Ни для кого не секрет, что сейчас спрос на хорошего инженера в промышленности значительно превышает их количество на рынке. Современное производство резко ушло от ручного труда, а обеспечение надёжной работы нового высокоавтоматизированного и механизированного оборудования предполагает уверенное понимание его устройства. Последние годы выпускники Политехнического института ЮУрГУ могут похвастаться и практически стопроцентным трудоустройством, и очень неплохими зарплатами. А существенная часть ребят начинает работать на старших курсах, реализуя в качестве выпускной дипломной работы свои реальные достижения на предприятиях региона. И как преподаватель не могу не отметить, что учить таких студентов, знающих отрасль не по книжкам, стало и интересней, и ответственней.

– Искусственный интеллект и нано-разработки, наверное, уже и здесь внесли свою лепту?

– Максимальная цифровизация. Любое действие, которое раньше предполагало затраты времени, денежных ресурсов на изготовление в металле или физический труд, можно быстро и эффективно опробовать в кабинете у компьютера. Наука и современное диагностическое оборудование может предугадать или предотвратить поломки, средства исследования – обеспечить необходимый ресурс работы машины, а современные материалы и способы обработки – её технологичное изготовление. При этом компьютер пока не может заменить одного – изобретательского и нестандартного подхода инженера. Забавно, что современного студента это иногда вводит в ступор – почему нейросеть реферат или статью написать может, а работоспособную машину смоделировать – нет. И это, конечно, даёт нашим выпускникам неплохие гарантии востребованности.

– Это радует.

– При этом сама профессия предполагает, что «творить новое» будут новые механики, которые в школе собирали лабиринты в Minecraft, и оказалось, что точно так же можно собирать в CAD программе узлы робота-манипулятора, играли в игры с дополненной реальностью, а теперь пытаются привнести VR-технологии в производственные цехи, генерировали картинки при помощи нейросети, а теперь сами обучают нейросеть видеть дефекты на готовом изделии.

– Что самое интересное в профессии?

– Работа составляет достаточно весомую часть нашей жизни, и как-то нерационально тратить это время на то, что не приносит удовольствия. Недавно один из наших студентов, совмещающих учёбу со стажировкой, поделился, что оказалось, что самое интересное в профессии – видеть результаты реальной реализации своих идей. В металле – когда вечером отдал модель на изготовление, а утром видишь готовое изделие, в стабильной работе машины – когда вроде она не работала, а сейчас всё крутится и проблем «не слышно».

– Закончим наш диалог поздравлениями в профессиональный праздник.

– Хочется пожелать нашим выпускникам интересных и разнообразных инженерных задачек, и чтобы работа была такой же сбалансированной, как идеальный механизм – без лишних деталей и с хорошей зарплатой!

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.