Доктор Маджид Насери: «Научные проблемы мирового значения не имеют национальных границ…»

С 2021 года ЮУрГУ принимает участие в программе «Приоритет-2030». Цель федеральной программы академического лидерства «Приоритет 2030» – формирование большой группы университетов, которые станут лидерами в создании новых научных знаний, технологий и разработок для внедрения в экономику и социальную сферу России.

В рамках программы ЮУрГУ реализует три стратегических проекта, имеющих большое значение для развития региона и страны. Один из них — стратегический проект «Фундаментальные основы синтеза и эксплуатации перспективных материалов» – включает два подпроекта.

В подпроекте «Материалы с многокомпонентной основой», посвященном исследованию высокоэнтропийных материалов, активное участие принимает PhD в области материаловедения и инженерии (физико-механические свойства наноструктурированных материалов), д-р Маджид Насери. Иностранный ученый приехал на Южный Урал из Ирана. Область научных интересов д-ра Маджида Насери тесно связана с процессом интенсивной пластической деформации (ИПД).

О решении стать ученым, о сфере научных интересов, о своей роли в исследованиях ЮУрГУ и о своей жизни в России Маджид рассказывает в интервью.

 

Глава 1. Наука

– Откуда вы? Расскажите о своей родине?

– Меня зовут доктор Маджид Насери, мне 36 лет и я из Ирана. Мой родной город Горган находится в провинции Голестан. Всего в Иране 31 провинция. Голестан расположен на северо-востоке страны, к югу от Каспийского моря. Горган – столица Голестана. Этот регион настолько очарователен – как в природном, так и в культурном плане – что его изучению стоит посвятить несколько недель. У Горгана богатейшая история: он был одним из важнейших городов древней Персии и располагался на Шелковом пути.

– Что вдохновило вас стать ученым?

– У меня есть докторская степень по материаловедению и инженерии (физические и механические свойства наноструктурированных материалов, 2018) в Университете имени Шахида Чамрана в Ахвазе (Иран). А с начала сентября 2022 года я работаю старшим научным сотрудником в ЮУрГУ. Могу сказать, что мой интерес к расширению и развитию материаловедения и инженерии начался с курса бакалавриата.

– Что побудило вас принять решение приехать в Россию и конкретно в Челябинск?

– После получения степени доктора философии я работал научным сотрудником на кафедре нанотехнологий в Университете Семнан (Иран), с сентября 2018 года по февраль 2022 года. Кроме того, я работал научным сотрудником в Научно-исследовательском институте передовых материалов Сеульского национального университета (SNU), Сеул, Южная Корея, до 2021 года. Лаборатория, где я работал, была закрыта в феврале 2021 года, и я должен был вернуться в Иран, чтобы закончить свои исследовательские проекты в Университете Семнан. С начала 2022 года я решил приехать в Россию, потому что мечтал продолжить исследования в самой большой стране мира, знаменитой своими суровыми зимами. Россия стала идеальным местом для меня, так как эта страна гостеприимна ко всем. Я подумал, что это будет прекрасная возможность узнать, как живут русские люди.

– Как началась ваша карьера в науке?

– Я закончил курс бакалавриата (BSc.) в Исфаханском технологическом университете (IUT), Исфахан, Иран (2007–2012). Город Исфахан считается одним из научных, культурных и исторических центров страны. Исфаханский технологический университет, благодаря обширной тематике исследований и уникальным возможностям, занял важное место среди университетов Ирана. Честно говоря, моя научная деятельность началась именно там.

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш путь в науке? Что побудило вас посвятить свою жизнь исследованию материалов?

– Моя научная деятельность в области материаловедения и инженерии началась с курса бакалавриата наук (BSc) в Исфаханском технологическом университете (IUT), Исфахан, Иран (2007–2012). Кроме того, в старших классах я отдавал предпочтение курсам химии, физики и математики. Материаловедение — это междисциплинарная область, которая включает в себя создание и производство новых материалов с определенными желаемыми свойствами. С другой стороны, материаловедение находится на границе между инженерией и естественными науками. Таким образом, типичная учебная программа по материаловедению делает упор на математику, химию и физику. Честно говоря, если бы у меня была возможность вернуться в старшие классы, я бы все равно выбрал курс материаловедения и инженерии.

– Сыграла ли тема исследования в ЮУрГУ значительную роль в привлечении вас на эту должность?

– В ЮУрГУ научная деятельность организована на высшем уровне, есть серьезная база для развития научных направлений для школ и институтов. Университет находится на переднем крае науки, а ученые ЮУрГУ публикуют исследования в авторитетных журналах. По этой причине я связался с Управлением международного сотрудничества и профессором Евгением Трофимовым (профессор кафедры материаловедения и физико-химии материалов), после чего ЮУрГУ пригласил меня на постоянную должность старшего научного сотрудника в НИЛ «Высокоэнтропийные материалы». С тех пор я стараюсь делать что-то уникальное для лаборатории, в которой я работаю, а, следовательно, и для ЮУрГУ.

– Кто из ученых ЮУрГУ развивает это направление вместе с вами?

– Я работаю в составе большого коллектива. Прежде всего я должен отметить сотрудников ЮУрГУ Евгения Трофимова, Наталью Шабурову и Марину Самодурову

– Какова ваша сфера деятельности сегодня?

– Объемные наноструктурированные металлы (BNM), высокоэнтропийные сплавы (ВЭС), интенсивная пластическая деформация (SPD), характеристика материалов, кристаллографическая текстура

– Какова ваша роль в выполняемых в ЮУрГУ исследовательских проектах?

– По предложению моего научного руководителя я работаю над изготовлением и характеристикой наноструктурированных высокоэнтропийных сплавов (ВЭС) методом интенсивной пластической деформации (SPD). Наряду с работой по «Приоритету-2030», последние два года я успешно работаю над двумя проектами.

Первый проект

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Соглашение № 075-15-2023-614. «Наноструктурированные высокоэнтропийные сплавы для применения в промышленности и транспортных системах».

Второй проект

Российский научный фонд (РНФ)

Соглашение № 24-29-00740. «Получение и исследование недорогих наноструктурированных высокоэнтропийных сплавов посредством интенсивной пластической деформации»,

Как бы вы описали основную цель вашего исследования человеку без специального образования?

Высокоэнтропийные сплавы (ВЭС) – это новая концепция легирования в физической металлургии! Они содержат, по крайней мере, четыре или пять основных элементов. По сравнению с обычными сплавами ВЭС имеют высокую конфигурационную энтропию, которая стабилизирует образование твердого раствора. ВЭС вызвали появление множества новых идей для исследования огромного пространства возможных составов таких сплавов.

Ставшая уже привычной стратегия проектирования состава для ВЭС обычно приводит к сплавам с высоким содержанием дорогих металлов (например, Co, Ta, Hf, V, Nb, W и Mo). В частности, ВЭС обычно содержат элемент Co. Очевидно, что использование дорогих элементов увеличивает общую стоимость ВЭС. С другой стороны, ВЭС обычно проявляют комплексные свойства за счет комбинированного воздействия их многоосновных элементов, что делает их пригодными для применения в экстремальных условиях. Таким образом, разработка экономически эффективных ВЭС с комплексными свойствами имеет решающее значение для промышленного применения. Например, высокоэнтропийные сплавы могут применяться в авиации и машиностроении.

– Вам нравится работать в ЮУрГУ? Какие преимущества вы видите в работе здесь?

– Да! ЮУрГУ – национальный исследовательский университет и участник проекта «Приоритет-2030» Современные лаборатории, аналитическое и технологическое оборудование – все это весомые аргументы для работы здесь.

– Есть ли у вас планы на совместные публикации, связанные с проектом?

– Да. Скоро будут опубликованы весомые совместные публикации с Ираном, Китаем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Великобританией. И в моем резюме пока 50 публикаций. Эти публикации являются результатом 10 лет исследований в области материаловедения и инженерии.

– Как вы видите свое будущее в науке?

– Очень хороший вопрос! На самом деле, я старался сделать что-то хорошее и уникальное для Научно-исследовательской лаборатории, где я работаю, и, следовательно, для ЮУрГУ – на образовательном и исследовательском уровне. Я ученый, и моя цель – понять окружающий мир посредством систематических наблюдений, экспериментов и анализа. Я стремлюсь внести свой вклад в совокупность научных знаний и добиться прогресса в своей области знания.

Проект реализуется в ЮУрГУ в рамках программы «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты».

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.