Исследователи Института спорта туризма и сервиса Южно-Уральского госуниверситета создали первый в своем роде учебник для российских специалистов сферы туризма и сервиса, который поможет организации и развитию в стране перспективного туристического направления.
Мировая индустрия таймшеринга берет свое начало в шестидесятых годах XX века в Европе. Таймшер представляет собой многовладельческую собственность, в которой человек оплачивает ежегодный отдых в конкретном месте на определенное время. Право пользования апартаментами, полученное от их основного владельца, дает реальную возможность иметь «временный дом» со всеми удобствами, сервисом и отельным обслуживанием на любимом курорте без больших затрат на вторую недвижимость.
Сегодня таймшеринг сравнительно молодое явление в России. Возникло в стране в 1990-е годы, но так и не прижилось по политико-экономическим причинам.
«Сейчас в российских вузах мало изучают таймшеринг, по нему отсутствуют учебники, за исключением одной монографии, выпущенной в 2003 году, где акцент сделан на американский рынок, – рассказывает доцент кафедры «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ Наталья Тарханова. – Во всем мире уже давно изменились подходы к организации таймшеринга в связи с новыми веяниями: искусственным интеллектом, онлайн-бронированием апартаментов и так далее. Мы стремимся актуализировать и развивать эту индустрию в России с учетом российских менталитета, представлений о сервисе и гостеприимстве, нормативно-правовых положений о туризме, чтобы это был максимально комфортный для россиян туристический продукт. Мы разработали первое настоящее учебное пособие для студентов по развитию таймшеринга в РФ. Издание собрано буквально по крупицам из закрытых источников актуальных знаний в сфере турбизнеса».
В уникальном учебном пособии «Организация туристской индустрии: таймшерный отдых в мировой индустрии владения отдыхом», которое составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта вузов, изложены основополагающие понятия теории и практики мировой индустрии владения отдыхом. В книге рассматриваются инфраструктура таймшерных средств размещения, стандарты обслуживания и вопросы управления таймшером, в том числе маркетинг, менеджмент компаний по управлению курортами, организация продаж курортных услуг. Отдельная глава посвящена перспективам развития таймшера в Российской Федерации.
«В нашем сборнике также приводится информация по культурно-досуговым программам, предлагаемым в таймшере, с чем у нас [в России] как раз таки пока большая проблема, – говорит доцент кафедры «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ Татьяна Бай. – Мы составили универсальные программы, которые можно легко адаптировать под любой российский курорт. А вообще, в сложившихся условиях гостиничиной отрасли требуются специалисты, компетентные в любом туристическом направлении. Когда вы приходите пробовать свои силы на работу в сетевом отеле – это один уровень, когда приходите в городской – это совершенно другие требования, загородные отели и санаторно-курортные предприятия – тем более. Поэтому у нас была задача подготовить не просто материал, а образовательный продукт, который поможет будущему специалисту адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях и быть универсальным работником».
Уникальное учебное пособие представлено в двух вариантах: для учреждений как высшего образования, так и среднего специального. Содержание обеих учебных книг аналогично, однако для студентов колледжей по туристическим направлениям обучения пособие ориентировано на практику, в отличие от более теоретизированного и обширного пособия для вузов; от второго оно так же отличается упрощенной подачей материала.
В ЮУрГУ занятия по новому учебному пособию, которое будет доступно как в бумажном, так и в электронном форматах, у первокурсников стартуют уже в сентябре в рамках семестровой дисциплины «Мировая индустрия владения отдыхом». Материалы книги пригодятся и студентам второго и третьего курсов кафедры «Туризм и социально-культурный сервис» при написании курсовых и дипломных работ. Выпускник кафедры овладеет компетенциями организации, развития и продвижения таймшера на российском туристическом рынке при разной политической и экономической конъюнктуре.