28 июля в России отмечается День PR-специалиста – профессиональный праздник тех, чья деятельность направлена на создание и поддержание положительного имиджа организации. Заместитель директора Института медиа и социально-гуманитарных наук, начальник Управления маркетинга, брендинга и стратегических коммуникаций (УМБСК) Южно-Уральского государственного университета Алексей Васильев рассказал об особенностях и перспективах профессии.
Управление маркетинга, брендинга и стратегических коммуникаций ЮУрГУ входит в состав Института медиа и социально-гуманитарных наук. Это дает возможность, с одной стороны, вовлечь в качестве консультантов и экспертов опытных преподавателей с профильных кафедр, а с другой – обеспечивает приток свежих кадров. Команда Управления состоит преимущественно из молодых специалистов, многие из которых окончили ЮУрГУ, включая Алексея Васильева, первого выпускника специальности «Реклама и связи с общественностью» в нашем университете 20 лет назад! Мы задали ему пару вопросов, чтобы окончательно разобраться, кто такой PR-специалист и в чем заключается специфика его работы.
– В чем заключается основная задача Управления в структуре вуза?
– Структура вуза очень большая, разветвленная и разнородная. Одна из главных задач нашего Управления – это, конечно, обеспечение горизонтальных информационных связей между подразделениями университета, и вторая задача – контакт всех наших многочисленных подразделений с внешними аудиториями, которых у нас тоже огромное количество, начиная от абитуриентов и заканчивая органами государственной власти, федеральными ведомствами, партнерами в сфере бизнеса и так далее.
– Что помогает вузу попасть в международные рейтинги и поддерживать свои позиции в сфере PR, например, в рейтинге M-RATE?
– Главную роль играют наши достижения в образовательной и научной деятельности. То есть фундаментальные прорывы, качество подготовки студентов, какие-либо общественные мероприятия, публикационная активность ученых. Но все чаще в поле зрения экспертов различных рейтингов, как международных, так и отечественных, попадает такое понятие, как репутация и известность университета. А это как раз наше поле деятельности, и это та материя, тот предмет, который мы формируем своей ежедневной работой.
– Вы очень давно работаете в этой сфере. Как изменился PR за последние 10-15 лет?
– Здесь важно сказать, что сложившаяся в середине 2000-х годов картина работы с коммуникациями в настоящий момент видоизменяется, и единого мнения у специалистов нет. Мы работаем именно с комплексными маркетинговыми коммуникациями, то есть задействуем не только инструменты связей с общественностью в чистом виде, но и брендинг, а также рекламные технологии. Перед нами всегда ставятся сложные задачи, требующие креативного подхода, каждый раз специфичного. И поэтому одновременным использованием разных технологий продвижения мы таким образом достигаем комплексный синергетический эффект. Это позволяет достаточно эффективно работать, что и демонстрируется нашей динамикой в независимых рейтингах.
– Немного уточняющий вопрос для тех, кто не понимает структуру пиара. Итоговый продукт работы УМБСК – это…?
– Он у нас не в единственном экземпляре. Если мы говорим про информационную работу, то я люблю сравнивать наши профильные отделы с маленьким информационным агентством. Университет генерирует большой поток информации, который необходимо обработать на понятный массовой аудитории язык и запустить в эфир, в массовое сознание. Думаю, все вы прекрасно видите нашу ленту новостей на сайте. Это 12 публикаций на главной странице, которые ежедневно меняются. И более того, в отдельные особо сложные моменты по загрузке у нас даже стоит очередь на право первенства.
Второй продукт, который рождается в рамках работы Управления, это, безусловно, имидж университета. У нас есть четкое позиционирование: ЮУрГУ – флагман научного и инновационного развития России и региона. И все наши действия в коммуникационной сфере, конечно, направлены именно на формирование и поддержание этого направления.
И еще важный момент. ЮУрГУ очень разносторонний вуз. В этом наш плюс, и в этом главная сложность, главный вызов для работы пиар-специалистов и команды по продвижению. Необходимо все наши грани заключить в один бриллиант, который увидит целевая аудитория. В этом плане работа заключается именно в формировании и поддержании бренда университета, сохранении узнаваемого фирменного стиля, который уже вошел в массовое сознание не только в Челябинске, но и в России.
– И последний, но немаловажный вопрос: как охарактеризовать работу в Управлении?
– Это наша жизнь. И тут я думаю, наверное, 90% сотрудников вуза скажут, что ЮУрГУ – это не просто работа, это стиль жизни. Это наиболее емкое определение!