Где рождаются города. Специальности «Архитектура» ЮУрГУ – 35 лет

35 лет назад в челябинском Политехе на кафедре «Архитектура» впервые была открыта архитектурная специальность. За эти годы кафедра выучила и выпустила в большой мир более 1 200 архитекторов бакалавров и магистров, которые успешно работают в России и за рубежом. Сложилась уникальная Южно-Уральская школа архитектуры, известная далеко за пределами нашего региона. О достижениях кафедры архитектуры мы беседуем с ее создателем – Салаватом Шабиевым.

 

– Салават Галиевич, расскажите, сколько сейчас студентов обучается по архитектурной специальности. Насколько востребована эта профессия у молодежи?

– В этом году состоялся выпуск 28 бакалавров архитектуры, 29 бакалавров дизайна архитектурной среды, из них 21 – это иностранные студенты. Также мы подготовили 11 магистров, одного аспиранта и кандидата наук. Учиться к нам приезжают ребята из Алжира, Афганистана, Замбии, Зимбабве, Йемена, Ирака, Казахстана, Китая, Конго, Колумбии, Таджикистана и Турции. Интерес к профессии архитектора всегда был высоким и растет из года в год. Преимущество нашей кафедры в том, что обучение проводят доктора и кандидаты архитектуры, члены творческих союзов, известные практикующие архитекторы. Творческие темы выпускных квалификационных работ наших студентов отличаются широким разнообразием различных областей проектирования и включает практически все крупные города России.

– Что такое – Южно-Уральская школа архитектуры? В чем ее особенности?

– В основе развития архитектурной школы Южного Урала три ключевых направления, которые отражают региональную специфику потребности в творческих кадрах: экологическая архитектура с использованием green technologies, промышленная архитектура для эстетического обновления облика производственных объектов Урала, особенно на гостевых маршрутах городов, суперкомпьютерное моделирование и прототипирование на основе цифровых технологий с применением принципов нелинейной архитектуры. Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры архитектуры принимают активное участие в реальном проектировании. Из последних наших работ можно отметить варианты создания музейного комплекса ракетно-космической техники и установки памятника академику Макееву, которые мы разрабатывали по заданию Правительства Челябинской области, дизайн-проекты ПИШ «Сердце Урала», Единого деканата, выставочно-экспозиционного трансформируемого зала и зала Ученого совета ЮУрГУ. Мы пересмотрели концепцию архитектурного освещения главного учебного корпуса ЮУрГУ и архитектурно-ландшафтную концепцию световой среды сквера и площади перед главным корпусом. Из 70 проектов, которые мы разработали для родного вуза, 20 уже реализованы.

– Сколько лет нужно учиться, чтобы стать архитектором?

– Образование ведется по трехступенчатой модели «бакалавриат – магистратура – аспирантура». Всего обучается 316 студентов и 3 аспиранта. Важно, что наши преподаватели настолько высокой квалификации, что сами пишут учебные пособия. Например, в этом году изданы два учебных пособия доцента С. Д. Ворошина «История искусства и культуры России 18 века» и «История искусства и культуры России с древнейших времен до конца 17 века», также сданы в печать методические указания для вступительных испытаний «Основы архитектурного рисунка и композиции из геометрических тел» под редакцией Ж. В. Пономаревой, М. Ю. Тюрина, С. Г. Шабиева. Подготовлены к печати «Детская игровая площадка. Методические указания к курсовому проекту по направлению «Архитектура» под редакцией И. С. Ли и «Конструкции гражданских и промышленных зданий. Методические указания для студентов по направлению «Архитектура» под редакцией А. А. Мясниковой.

Наш профессорско-преподавательский состав и сам постоянно учится! 13 сотрудников прошли курс повышения квалификации на тему «Актуализация нормативных требований к архитектурно-строительному проектированию». Также на кафедре осуществляется программа элитной подготовки студентов «BIM-технологии в архитектурном деле».

Студенчество – это не только лекции, контрольные и курсовые. У ребят масса возможностей расширить свой кругозор, принять участие в добрых делах. В этом году были организованы три экскурсии на Коркинский кирпичный завод, студенты принимали участие в волонтерской деятельности, привлекали школьников 9–11-х классов к выставке-конференции научно-технических и творческих работ, помогали изготавливать декорации к детскому спектаклю, за что получили от директора МАУДО «ДПШ» Ю. В. Смирновой благодарность.

– Расскажите о творческих конкурсах, в которых принимают участие будущие строители городов.

– Я сразу расскажу о победителях. Наши студенты получили два диплома 2-й степени в международном смотре-конкурсе ВКР в г. Казани, на совместной онлайн-выставке студенческих работ Хэйлунцзянского научно-технического университета (КНР) и ЮУрГУ заняли все три призовые места, на VI Международном конкурсе онлайн-выставки «Формообразование в дизайне. Идея/Метафора/Игра» будущие архитекторы получили дипломы 1, 2 , 3-й степени. Наша кафедра архитектуры в этом году приняла участие в первом Международном конкурсе и онлайн-выставке студенческих творческих работ и проектов «АРТ-ПЕРСПЕКТИВА», заработав два диплома 1-й степени. XXIII Международный молодежный архитектурно-художественный фестиваль «Золотая АрхИдея – 2024» в Тюмени принес нам несколько наград, а также наша студентка стала дипломантом ХI Международного конкурса архитектурного рисунка имени В. М. Соняка.

Это я перечислил только международные конкурсы. Кроме них, мы регулярно участвуем в десятках всероссийских и городских творческих состязаний. Кафедра архитектуры ежегодно участвует в Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну, получая дипломы I и II степени.

– Салават Галиевич, а есть ли в архитектуре место для науки или всё уже придумано до нас?

– Да вы что! Самое интересное в архитектуре еще впереди! В нашу жизнь входит искусственный интеллект и нейросети, и здесь – раздолье для новых исследований и открытий. В этом году кафедра архитектуры ЮУрГУ подала заявку на международный грант с участием китайского научного коллектива. В наших научных изысканиях мы взаимодействуем с ведущими специалистами Московского архитектурного института, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Союза архитекторов России, Чжэцзянского Океанического университета КНР, Белорусского национального технического университета, Казахского национального технического университета. У наших ученых серьезный портфель публикаций в SCOPUS, ВАК, РИНЦ «Архитектура, градостроительство и дизайн», РИНЦ «Наука ЮУрГУ», а работы студентов можно увидеть в журнале «Молодой исследователь».

Говоря о науке, нельзя не сказать о работе с промышленными партнерами. Среди наших последних НИР – комплексное испытание вырубок и определение морозостойкости строительных материалов для АО «Система Папилон». По заказу ООО «ТЭЗИС» мы определяли прочность керамического кирпича из кладки, кладочной штукатурки. ООО «Топаз» заказывал нам физико-механические испытания горных пород.

Важная часть жизни ученого – это участие в форумах и конференциях. ППС кафедры архитектуры совместно со студентами участвовали в форуме-конференции «Российская креативная неделя – Урал-2024», конференции Кнауф «Инновации в строительстве», Межрегиональной специализированной выставке-форуме «Современные строительные материалы. Архитектура. Дизайн», челябинском промышленном форуме, выставке-конференции научно-технических и творческих работ студентов ЮУрГУ.

– Каким вам видится будущее кафедры архитектуры?

– Дальнейшее развитие Южно-Уральской архитектурной школы предполагает достижение мирового уровня посредством активного участия в международных и российских конкурсах, разработки и реализации проектов, расширения тематики научных исследований, в том числе с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей, защиты диссертаций, увеличения контингента иностранных студентов и т. д. Недавно я получил почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», который вручил губернатор Челябинской области за вклад в эту область. Также вовлечение отечественных и зарубежных научных школ в решение государственных программ развития еще больше укрепляют репутацию и экспертизу Южно-Уральской школы архитектуры, например действующее соглашение о научном и творческом сотрудничестве ЮУрГУ и Шанхайского общества ландшафтных архитекторов КНР, взаимодействие с ведущими специалистами Московского архитектурного института, Белорусского национального технического университета, Казахского национального технического университета и др. Этот прогресс соответствует цели школы стать ведущим учреждением в области архитектуры в международном масштабе.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.