Научный коллектив Высшей школы экономики и управления по руководством доктора экономических наук, профессора Ирины Даниловой создал уникальную методику стресс-тестирования ударопрочности экономики регионов. Методика разработана в рамках научного исследования, поддержанного Российским научным фондом, и направлена на определение стратегических приоритетов экономического развития субъектов РФ в условиях внешнеэкономических ограничений.
Страны мира часто встречаются с ограничениями в экономике. Для России ключевыми событиями стали кризис 2008 года, санкции после присоединения Крыма и начала СВО, пандемия. Страна столкнулась с торговыми барьерами в отношении традиционного экспорта, отраслей промышленности, транспортно-логистических маршрутов, финансового сектора. В мировой экономике такие ограничения являются скорее исключением, чем правилом. Регионы России разные по специализации, уровню развития и открытости, неодинаково реагируют на шоки, поэтому одной из ключевых задач проекта является оценка развития субъектов в условиях внешних ограничений.
Главный показатель в исследовании – «ударопрочность», то есть способность экономики региона восстанавливаться, сохранять тренд развития и адаптироваться. Особое внимание уделялось промышленным территориям с узкой направленностью производства, по реакции экономики которых можно говорить об общих для лидеров индустрии причинах нестабильности. Такими считаются, в частности, Красноярский край, Свердловская, Мурманская, Липецкая, Вологодская и Челябинская области.
Ученые ЮУрГУ оценивали «ударопрочность» региона по темпам роста промышленного производства и по тому, возвращается или нет промышленность к дошоковому состоянию. По результатам исследования Липецкая, Вологодская, Мурманская области и Красноярский край способны быстрее восстанавливаться и развиваться после экономических потрясений, в то время как в Свердловской и Челябинской областях наблюдается более высокая вероятность «неударопрочной» реакции.
«Челябинская область, с одной стороны, является крупным регионом по масштабам деятельности, научному и инновационному потенциалу, ресурсам, а с другой стороны, экономика области по сравнению с другими регионами после шоков 2008 и 2014 годов восстанавливается не быстро, темпы роста промышленности вариативны, высока вероятность значительного сокращения производства и «неударопрочной» реакции на неожиданные ограничения. Наш проект направлен в том числе и на то, чтобы научиться понимать, почему так происходит», – комментирует участник исследования Наталья Правдина, доцент кафедры экономики промышленности и управления проектами ЮУрГУ, заместитель директора ВШЭУ по научной работе.
Чтобы выстраивать стратегию развития региона, важно понимать, как субъекты Российской Федерации поведут себя при дальнейших экономических потрясениях. Челябинские ученые первые разработали методику стресс-тестирования экономики, которая позволяет предсказать реакцию регионов в таких ситуациях.
«Модель основана на нейронной сети, а она, в свою очередь, построена на существующей аналитической платформе IBM SPSS Statistics. С нашей стороны была сформулирована задача, загружены обучающие примеры и проинтерпретированы результаты, – объясняет Александр Резепин, один из авторов проекта, доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление». – Мы исследовали опыт преодоления кризисных событий российскими регионами. Ввели в нейронную сеть характеристики российских регионов на момент начала кризисов 2008 и 2014–2015 годов: параметры отраслевой структуры экономики, инновационности продукции, уровня специализации и зависимости от экспорта. Затем обучили сеть распознавать, какие характеристики региона и их сочетания помогают быстро преодолевать кризис и эффективно восстанавливаться. Такая статистика у нас уже есть. Обучив нейронную сеть на данных прошлых кризисов, мы загрузили в нее данные о состоянии российских регионов в 2022 году и получили прогнозы развития на 2023–2024 годы».
Методика применима для всех регионов России, а значит, проект способен решить многие вопросы государственного регулирования экономики.
На примере Челябинской области Наталья Правдина определила такой вектор развития:
«Предполагаем, что проблемы региона связаны с исторически сложившейся большой долей металлургии в отраслевой структуре. Необходимо развитие альтернативных перспективных отраслей и такие отрасли в регионе есть, например, машиностроение, поддержка которого позволит решить и задачу импортозамещения, и задачу укрепления «ударопрочности» региона».
Универсальной стратегии в условиях быстро меняющейся ситуации нет, но как показывает статистика, Челябинская область наращивает темпы роста и активно адаптируется к ситуации.
Команда челябинских ученых активно взаимодействует с региональными органами власти: ежегодно дает заключение на отчет губернатора Челябинской области и свои рекомендации по развитию региона. Результаты исследования в части стресс-тестирования регионов опубликованы в журнале «МИР» – авторитетном издании, посвященному современной науке и технологическому развитию.