Путешествие в мир минералов и горных пород: Геологический музей ЮУрГУ отмечает профессиональный праздник

Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Музеи служат хранителями памяти и позволяют окунуться в прошлое. Здесь можно познакомиться с бытом различных народов, изучить исторические особенности жизни и узнать о том, как жили люди в прошлом. Заведующий Геологическим музеем Южно-Уральского государственного университета Татьяна Таранина рассказала об особенностях профессии музейного работника и необычных экспонатах. 

– Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать этот удивительный Геологический музей на базе ЮУрГУ?

– Музей был открыт 12 апреля 2010 года, то есть более 14 лет. Создан он по инициативе и при поддержке Александра Шестакова, который занимал пост ректора ЮУрГУ с 2005 по 2022 год. Он увидел, что в учебном геологическом кабинете на кафедре «Строительные материалы» собраны богатые геологические коллекции, которые необходимо представить в виде музейных экспонатов. Заведующий кафедрой, профессор Борис Трофимов, подхватил эту идею и организовал работу по созданию и оформлению музея. В этой деятельности активное участие принимали сотрудники кафедры совместно со студентами инженерно-строительного (2-й курс) и металлургического (3-й курс) факультетов (2009–2010 года обучения). Хочется выразить особую благодарность всем, кто вложил свой вклад в создание и оформление музея.

– Геология – это комплекс наук, изучающий состав, строение и происхождение земной коры. Интересно, какие же экспонаты представлены в вашем музее? 

– Во всех геологических музеях, в том числе и нашем, экспонаты представлены преимущественно минералами, горными породами, полезными ископаемыми и рудами, а также окаменелостями (останками древних организмов). Всего в витринах музея выставлено более 1 000 экспонатов. Они сопровождаются различными наглядными материалами: таблицами, схемами, картами, фотографиями. Преподавателями созданы и собраны презентации и видео по различным геологическим темам. 

– Количество экспонатов действительно впечатляет. А какие из них вы считаете самыми особенными и необычными? 

– Для меня, как профессионального геолога, все выставленные образцы-экспонаты имеют свою особую ценность, так как несут большую геологическую информацию и порой практическую ценность. С моей точки зрения, очень ценными являются образцы полиметаллических (свинцово-цинковых) руд Дальнегорска (или Тетюхэ). Они представлены красивыми сростками крупных кристаллов (друзами) галенита со сфалеритом, иногда с халькопиритом и кальцитом. Для меня они ценны еще тем, что свою преддипломную практику я проходила именно на Верхнем месторождении Дальнегорска и диплом защищала в 1978 году перед комиссией во главе с академиком В. И. Смирновым – исследователем данных месторождений.

Достаточно редкими являются образцы уральских гранатов: изумрудно-зеленого уваровита и  зелёного демантоида – ценных ювелирных камней; серпентинитов и офикальцитов, пегматитов со сфенами и корундами. Сохраняя традиции уральских коллекционеров камней, в нашем музее собрана каменная горка из 120 образцов наиболее значимых и распространенных на Урале коллекционных камней и руд.

У студентов большой интерес вызывает палеонтологическая коллекция из окаменелостей древних морских организмов, а также костей мамонта и шерстистого носорога.

– Смотришь на такое разнообразие камней и минералов и тоже хочется погрузиться в изучение геологии. Как ваш музей помогает студентам в учебном процессе? 

– Как я отметила, основу музейных экспонатов представляют образцы коллекций, которые были собраны преподавателями и студентами инженерно-строительного факультета, хранились и частично экспонировались в учебном геологическом кабинете кафедры строительных материалов. Поэтому при разработке концепции музея мы ставили перед собой основную цель – создать в музее такие тематические экспозиции, которые помогут студентам дополнительно освоить учебные программы по геологии (для студентов, обучающихся по направлениям «Строительство», «Экология и природопользование») и минералогии с основами кристаллографии (для студентов, обучающихся по направлению «Материаловедение и технологии»). 

Руководящая идея концепции заключается в применении принципа синергетики в создании экспозиций и расположении экспонатов в витринах таким образом, чтобы студенты не только закрепили полученные знания из разных дисциплин геологического цикла: минералогии, петрографии и литологии, грунтоведения и учения о полезных ископаемых и т. д., но и поняли взаимосвязь объектов геологии и возникающую сложность геологических систем для решения практических профессиональных задач. 

Ежегодно наш музей посещают также школьники и жители города, сотрудники и преподаватели других научно-исследовательских институтов и вузов не только Челябинска, но и области, а также всей России.

– В завершение хотелось бы поздравить вас с профессиональным праздником. Поделитесь, пожалуйста, чем, на ваш взгляд, интересна должность музейного работника?

– Музейные работники, как правило, занимаются такой деятельностью, которая углубляет и расширяет их профессиональные компетенции, позволяет целенаправленно совершенствовать методы работы и в целом приносит удовлетворение. В нашем небольшом Учебном геологическом музее, как и в других музеях ЮУрГУ, нам, музейным работникам, приходится заниматься разнообразной деятельностью: сбор экспонатов (в нашем случае геологических образцов, преимущественно), их изучение и оформление как выставочных предметов, проведение экскурсий и тематических бесед со студентами и гостями музея. В целом мы проводим информационно-просветительскую деятельность по популяризации предметных знаний. 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.