Монография подготовлена коллективом научной школы «Интегральная лингвистика» кафедры лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ (НИУ) и посвящена исследованиям языка в рамках новой интегральной парадигмы лингвистического знания.
В современную эпоху лингвистика характеризуется постоянным поиском новых подходов к описанию языка, подходов, которые смогли бы объяснить глобальный характер развития исследуемых языковых объектов и продемонстрировать их во всем многообразии бытия. Интегральная лингвистика представляет собой один из таких новых подходов к анализу языка, текста, дискурса.
Интегральный подход понимается как такой подход к языку и языковым объектам, в котором объединяются различные точки зрения на один и тот же объект исследования, различные системы, метасистемы, парадигмы знания, в целях его целостного, разностороннего, объемного представления, при этом все составные части интегрального подхода должны быть не простой совокупностью, а объединяться некой общей идеей, позволяющей определять их взаимосвязь и взаимозависимость при описании и объяснении объекта исследования и, в конечном итоге, определять этот подход как целостный.
Основная цель монографии – показать, что интегральный подход стал ведущей тенденцией в развитии современной лингвистики. Именно интегральная методология позволяет полно и непротиворечиво представить результаты научных исследований языка и языковых объектов.
Монография подводит основные итоги исследования языка и языковых объектов с позиций интегрального подхода в рамках научной школы «Интегральная лингвистика» под руководством доктора филологических наук, профессора Т. Н. Хомутовой, автора теоретической концепции интегральной лингвистики.
«С позиций интегрального подхода язык рассматривается нами как интегральное рассредоточенное образование, единство составляющих его компонентов: речевой коммуникации, знания, языка как предмета, национальной культуры и социального пространства. Указанные компоненты представлены в виде интегральной модели, состоящей из четырех секторов: когнитивного, языкового, культурного и социального, единицы которых взаимозависимы, взаимообусловлены и актуализуются в процессе коммуникативной деятельности. Это определяет новизну интегрального подхода, который дает оригинальный инструмент для работы с любыми языковыми объектами в единстве их взаимозависимых и взаимообусловленных единиц», – говорит Тамара Хомутова, руководитель научной школы, автор и научный редактор монографии.
Соавторами монографии выступают члены творческого коллектива, в большинстве своем преподаватели кафедры лингвистики и перевода, кандидаты наук, доценты, аспиранты, выполняющие и выполнявшие свои диссертационные исследования под руководством Т. Н. Хомутовой. В числе соавторов и аспирант Т. Н. Хомутовой из Ирака А. К. М. Шабан, успешно защитивший диссертацию и продолжающий сотрудничество с научной школой, что выводит монографию на международный уровень.
«Я очень рад, что наша монография опубликована. Не могу описать своего счастья! Это плод нашей совместной работы. Поздравляю всех с этим успехом и еще раз благодарю за сотрудничество! Желаю вашей стране счастливой жизни!» – пишет Абдулджаббар Шабан, кандидат филологических наук, профессор из Ирака.
Композиционно монография состоит из восьми глав, описывающих ход и результаты проведенных интегральных исследований различных языковых объектов на материале различных типов дискурса и различных лингвокультур. В первой главе Т. Н. Хомутова излагает основополагающие идеи научной школы интегральной лингвистики: разрабатывает теоретические основы интегрального подхода к языковым объектам, предлагает новую концепцию языка и его единиц, описывает созданные на ее основе интегральные модели, рассматривает технологию интегрального анализа языковых единиц.
В последующих главах ученики и последователи Т. Н. Хомутовой используют разработанную ею методологию для анализа языковых единиц различных уровней на материале объемных корпусов текстов научного, делового, юридического, новостного, туристического и других типов дискурса на английском, арабском, немецком и русском языках; с помощью контрастивного и корпусного анализа определяют наиболее типичные вариантные реализации интегральных моделей исследуемых единиц.
Так, во второй главе автор Е. В. Орехова (кандидат филологических наук, доцент) на материале жанра научной рецензии строит ее интегральную модель, выявляя универсальные и культурно-специфические варианты. В третьей лаве О. М. Силкина (канд. филол. наук, доц.) исследует с интегральных позиций структуру научной аннотации. Глава № 4 (автор – кандидат филологических наук А. В. Нохрин) посвящена интегральному исследованию моральных ценностей в научном экологическом дискурсе. Проблемы вежливости в деловом дискурсе (глава № 5) решаются в интегральном освещении кандидатом филологических наук, профессором А. К. М. Шабаном. Юридический дискурс предоставляет материал для интегрального исследования категоричности/некатегоричности (глава № 6, автор – старший преподаватель Е. А. Шефер). Проблемы гибридных типов дискурса, таких как университетский новостной дискурс (глава № 7, автор – кандидат филологических наук, доцент И. Ю. Парулина) и энциклопедический дискурс интеллектуального туризма (глава № 8, автор – кандидат филологических наук, доцент М. Г. Денисенко), также решаются в русле интегрального подхода.
«Монография «Интегральная лингвистика» под редакцией Т. Н. Хомутовой является фундаментальным исследованием, в котором не только поднимаются актуальные проблемы, касающиеся языка и языковых объектов, но и даются способы решения этих проблем. На смену линейному представлению о языке приходит его объемное восприятие, которое можно отнести к одному из крупнейших открытий современной лингвистики», – делится впечатлениями доктор филологических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Алла Миньяр-Белоручева.
Монография обобщает результаты проведенных коллективом научной школы исследований, подтверждая научность и перспективность интегральной лингвистики как науки о языке в его целостном представлении.