К 12 апреля – Дню космонавтики – мы подготовили интервью с кандидатом технических наук, доцентом кафедры «Летательные аппараты» Политехнического института ЮУрГУ Русланом Пешковым, который рассказал о направлениях подготовки в университете, связанных с аэрокосмической деятельностью, об исследованиях в этой области и будущем космонавтики.
– Руслан Александрович, скажите, могут ли студенты, которые обучаются в ЮУрГУ на аэрокосмическом направлении, стать космонавтами или они создают ракеты для полётов в космос?
– Подготовка на аэрокосмическом направлении может позволить выполнить обе эти задачи: всё зависит от студента и его стремлений в жизни. Так, например, в числе выпускников есть космонавт Дмитрий Петелин, который относительно недавно вернулся из длительной экспедиции на МКС. Есть и большое количество выпускников, которые работают на предприятиях «Роскосмоса» и вносят свой вклад в разработку изделий ракетно-космической техники, к примеру, нового многоразового пилотируемого корабля для возвращения космонавтов на Землю, различных средств выведения, создания спутников, инфраструктуры и т. д.
– Какие в нашем вузе есть направления подготовки, которые сближают человека с космосом?
– Напрямую к таким направлениям можно отнести 24-ю группу специальностей согласно государственному стандарту, которые есть и в Политехническом институте, и в Высшей школе электроники и компьютерных наук ЮУрГУ. В частности, это «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» (специалитет); «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» (специалитет); «Системы управления летательными аппаратами» (специалитет); «Ракетные комплексы и космонавтика» (бакалавриат, магистратура). Также в университете есть и направление подготовки в рамках аспирантуры «Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов». Таким образом, можно увидеть, что в ЮУрГУ представлен широкий спектр направлений подготовки, связанных с созданием изделий ракетно-космической техники, охватывающий все уровни, и у абитуриентов есть возможность выбора, с каким из них они хотят связать своё ближайшее будущее.
– Отличается ли принципиально та ракета, на которой летал Юрий Гагарин, от тех, на которых летают космонавты сейчас?
– Здесь вопрос, что имеется в виду под словом «принципиально». Да, в настоящее время, ракета-носитель также состоит из корпуса, большая часть которого представляет собой топливные баки, двигательной установки, системы управления, энергообеспечения и других систем, но каждая из этих частей имеет свое развитие в связи с появлением новых технологий. Так, например, активно внедряются аддитивные технологий, изготовление отдельных элементов из композитного материала, технологии роботизированных средств с элементами искусственного интеллекта, при разработке применяются принципы унификации отдельных блоков и, конечно, решаются вопросы многократного применения. Что касается последнего, то здесь надо очень тщательно подходить к вопросу, так как, если мы говорим про пилотируемые запуски, то ракета-носитель должна обладать надёжностью более 99%, сами понимаете, что если применяется б/у элемент, то его надежность изначально должна быть очень высокой.
– Расскажите, пожалуйста, про исследования, проводящиеся в вашей лаборатории? Чему обучаются там студенты?
– Лаборатория специализируется на проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по проектированию, конструированию, созданию математического и программно-алгоритмического обеспечения для выбора оптимального облика и параметров агрегатов и систем летательных аппаратов. В настоящее время большинство сотрудников задействовано в разработке проектов создания лётных демонстраторов, оснащённых двигательной установкой с центральным телом на различных компонентах топлива и беспилотного летательного аппарата с соосной схемой расположения двигателей. Помимо этого, сотрудники лаборатории работают в тесной связке со студентами молодёжного конструкторского бюро «Астероид», по сути, выступают в качестве наставников, консультантов по сопровождению выполнения конструкторских работ. Наиболее талантливые студенты из МКБ «Астероид» уже в процессе обучения трудоустраиваются в лабораторию на ставку лаборантов и приобщаются к выполнению серьёзных проектов, а полученные результаты способствуют их дальнейшему поступлению в аспирантуру и продолжению деятельности в вузе. Таким образом удаётся формировать проектные команды в стенах университета для выполнения различных задач.
– Какое вы видите будущее в области космонавтики? Сможем ли мы покорить и изучить весь космос?
– Если мы говорим о будущем российской космонавтики, то направления ближайшего будущего отражены в Федеральной космической программе «Роскосмоса». В целом, прежде всего это развитие орбитальной группировки. Перспективными являются работы по созданию Российской орбитальной станции, созданию многоразовых средств выведения, освоению ближнего и дальнего космоса. Что касается покорения космоса, то, по моему мнению, одними из наиболее интересных проектов являются те, что направлены на использование ядерной энергии в космосе. В частности, есть такой подобный проект по созданию межорбитального буксира – транспортно-энергетического модуля с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса. Сложность проекта состоит в том, что он затрагивает вопросы совместной деятельности двух госкорпораций, но ведь это всегда так: наиболее значимые результаты достигаются при помощи выполнения подобных крупных проектов на стыке разных направлений науки и техники.