Ежегодно 21 февраля многие города мира — особенно те из них, которые являются центрами туризма, — отмечают Всемирный день экскурсовода, или Всемирный день туристического гида.
Интервью с преподавателем кафедры туризма и социально-культурного сервиса, доцентом, кандидатом педагогических наук Юлией Сыромятниковой позволило рассмотреть актуальные вопросы и тенденции в области туризма. Ее мнение и опыт являются ценным источником информации для студентов и всех, кто интересуется развитием туристической индустрии.
–Как вы считаете, какую роль играет экскурсовод в развитии туризма?
–Экскурсовод – незаменимый человек в туризме. Чисто технически он сопровождает группу для того, чтобы раскрыть перед глазами путешествующих характер города, его историю и культуру, познакомить с выдающимися людьми этого города. Но в целом его задача намного глобальнее. Он рассказывает истории, организует группу людей для получения ярких впечатлений от знакомства с местом пребывания, он – проводник и дирижер. Именно экскурсии раскрывают содержание и создают образы путешествия, и от экскурсовода зависит, насколько ярким и привлекательным будет этот образ.
–На ваш взгляд, какими навыками и знаниями должен обладать хороший экскурсовод?
–Эта профессия требует многосторонней подготовки. Но в первую очередь это любовь к родному краю и любовь к людям. Это очень творческий процесс — создание экскурсий. В основе любой экскурсии лежит главная идея, которая последовательно будет раскрываться на разных достопримечательностях или объектах показа. Эту главную идею придумывает экскурсовод. Для этого нужно хорошо знать историю и природное и культурное наследие региона, в котором экскурсия будет проводиться. Эрудированность и хорошая память — важные качества для работы экскурсоводом. Очень нужны и коммуникативные навыки: в ходе проведения экскурсии главная идея и тема мероприятия раскрывается через общение экскурсовода с группой. Поэтому требуется умение устанавливать и поддерживать контакт с группой. Также экскурсоводу необходимы организаторские способности, чтобы предусмотреть все необходимые детали для легкого и успешного прохождения группой маршрута. И тогда при проведении экскурсии человек данной профессии выступает как проводник людей по маршруту и как проводник смыслов.
–Какие методы обучения и подготовки экскурсоводов используются на кафедре туризма и социально-культурного сервиса ЮУрГУ?
–У студентов направления «Туризм» кафедры туризма и социально-культурного сервиса есть дисциплина, которая называется «Организация экскурсионного обслуживания». В ней мы разбираемся в основах теории проектирования, и у студентов появляется первый опыт проектирования экскурсий в ходе подготовки курсовой работы. Отдельной частью курса выступает практикум, главной задачей которого является посещение экскурсий и самостоятельная организация экскурсионных поездок для студентов своей же группы. Ребята пробуют самостоятельно выполнить проектирование маршрута, подготовить экскурсионный текст и реализовать его во время путешествия, организовать передвижение по маршруту, предусмотреть питание на маршруте, выбрать музейные экскурсии и организовать их посещение, рассчитать стоимость экскурсии. Такое практико-ориентированное обучение дает возможность студентам приобрести первый опыт в организации экскурсионной группы и возможность побыть настоящим экскурсоводом в условиях образовательного процесса.
–По вашему мнению, какие тенденции в сфере туризма в настоящее время влияют на работу экскурсоводов?
–В настоящее время деятельность экскурсоводов все чаще появляется в фокусе внимания государственных органов. В 2022 году утверждено Положение об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, которое устанавливает обязательное прохождение аттестации экскурсоводами с 1 июля 2024 г. Такое правило должно обеспечить качественный отбор экскурсоводов с высокой профессиональной квалификацией, которые будут реализовывать региональные экскурсионные программы. Интересным я считаю опыт привлечения региональных экскурсоводов для участия в международной выставке-форуме «Россия», которая проводится в этом году в Москве на ВДНХ. Лучшие представители отрасли проводят экскурсии в павильонах выставки и знакомят ее посетителей с главными достижениями своего региона. Это определенный вызов для представителей отрасли – поработать на таком масштабном мероприятии с большим потоком экскурсантов, но это и дает новый профессиональный опыт и рост.
–С какими вызовами и проблемами сталкиваются сегодня экскурсоводы в своей работе?
–В настоящее время нет централизованного органа, который бы осуществлял организационно-управленческую и методическую подготовку экскурсоводов и координацию экскурсионной деятельности. При работе с группой экскурсоводу требуется большой объем энергии и эмоциональных сил, потому что каждому экскурсоводу хочется покорить сердца своих туристов.
–Востребована ли сейчас профессия экскурсовода и какие есть перспективы развития в этой деятельности?
–Профессия экскурсовода будет всегда востребована, потому что только профессионал своего дела сможет показать и рассказать все загадки и тонкости истории и культуры своего края.
–Опираясь на свой опыт, какие советы вы можете дать начинающим экскурсоводам, желающим развиваться в этой профессии?
–Быть увлеченным своей профессией, постоянно узнавать что-то новое, быть в курсе изменений законодательства и социально-общественных изменений региона.