Археологи ЮУрГУ при сотрудничестве с фондом «Южный Урал» во время раскопок под Магнитогорском открыли уникальный для Южного Урала курганный комплекс с древним захоронением девушки. Останки обнаружили во время раскопок ритуального комплекса Харьковский I осенью 2022 года.
Эти курганные насыпи появились в степи под современным поселком Харьковский (Челябинская область) примерно две тысячи лет назад. Они возводились в ритуальных целях кочевниками предположительно среднесарматской эпохи на рубеже эр. Вероятно, земляные возвышенности служили местом отправления ритуальных обрядов, например, жертвоприношений – повсеместно археологи находят в подобных насыпях кости мелкого рогатого скота. Однако расположенные в определенном порядке курганы, случайно обнаруженные в апреле 2020 года Александром Табаковым и его дочерью Анной (из Магнитогорска), археологи ЮУрГУ интерпретировали как геоглиф. Так принято обозначать категорию археологических памятников, изображающих рисунки на земле. Они составлялись из камней, борозд или, как в данном случае, последовательных курганных насыпей. Уникальность объекта в том, что этот геоглиф стал первым и пока единственным археологическим памятником такого рода на Южном Урале.
Древнее сооружение представляет собой цепочку из 29 невысоких (около 20 см) земляных насыпей, образующих кольцо около 70 метров в диаметре с разрывом-входом на востоке. Тридцатый, более крупный курган, расположили за пределами кольца. Что значил этот круг из насыпей для древних кочевников, можно только догадываться, но, очевидно, что он имел определенный сакральный смысл.
Еще более крупная удача поджидала челябинских археологов в момент раскопок геоглифа. В одном из трех случайно выбранных курганов они откопали древнее захоронение человека с орнаментированным керамическим сосудом у ног скелета. Ученые предполагают, что размещение горшка с пищей или питьем в могиле – часть погребального ритуала древних кочевников, которые верили, что усопший не должен оставаться «голодным» в загробном мире.
Радиоуглеродный анализ позволил предположить, что человек умер около двух тысяч лет назад, что соответствует среднесарматскому периоду на Южном Урале (II в. до н. э. – II в. н. э.). По останкам специалисты определили, что это была женщина. Ее прижизненный рост мог составлять примерно 150 сантиметров. По состоянию зубов, степени заращения черепных швов и изношенности костей эксперты установили, что возраст погребенной был от 18 до 21 года. Возможно, умереть она могла вследствие какой-то болезни, по крайней мере, следов насильственной смерти на скелете археологи не обнаружили.
В районе шеи девушки челябинские исследователи нашли пять искусных бусин из цветного стекла, одна из них была выполнена в технике кручения и обкатки, что придало украшению сложный вихревой орнамент. Это распавшееся ожерелье – единственное, что сохранилось из предметов помимо глиняного горшка в могиле сарматской красавицы.
Девушка была погребена в яме глубиной тридцать сантиметров. Возможно, тело посмертно завернули в ткань, о чем говорит «плотно сложенный» костяк. Красавицу похоронили по распространенной в те времена «кочевнической» традиции: вытянуто на спине. Тело ориентировано головой на юго-запад. Еще предстоит выяснить, соотносятся ли данные черты погребального обряда со среднесарматской традицией. О происхождении и социальном статусе девушки тоже можно только дискутировать.
«Поверхностно можно предполагать, что статусность личности при жизни сопоставляется с количеством ценных вещей, которые были уложены с погребенным, – рассказывает научный сотрудник НОЦ евразийских исследований, доцент кафедр «Международные отношения, политология и регионоведение», «Отечественная и зарубежная история» ЮУрГУ Иван Грудочко. – При этой девушке были только ожерелье из пяти бусин и керамический горшок, и может показаться, что она была бедной, потому что кроме этих предметов ничего не имела. Однако пока нет никаких археологических и исторических данных о том, по каким признакам у древних кочевников определялись статусность и социальное положение в обществе. Учитывая же, что они сделали для своей соплеменницы индивидуальный курган на такой ритуальной площадке, можно говорить о ее далеко не последнем социальном статусе и происхождении».
Основой хозяйства и жизнеобеспечения сарматов было кочевое скотоводство, предполагающее ежегодные сезонные перемещения с юга на север и обратно. Чем именно занималась девушка при жизни, сказать сложно, однако очевидно, что она так или иначе была включена в скотоводческо-кочевнический уклад жизни. О том свидетельствуют следы межпозвоночных грыж Шморля, которые сформировались у древней труженицы от значительных физических нагрузок.
Ученый-антрополог УФИЦ РАН (Уфа) Алексей Нечвалода с помощью методики Герасимова восстановил черты лица сарматской девушки по ее черепу. Цвет кожи, волос и глаз в данном случае вариативен, поскольку для определения цветотипа древней кочевницы недостаточно точных генетических данных.
По итогам исследования кочевнического захоронения эксперты взяли пробы для радиоуглеродного датирования, проводят генетическую экспертизу, а также почвоведческий анализ для изучения флоры и климата южноуральских степей в самом начале новой эры.
Какие еще тайны скрывает первый на Южном Урале геоглиф, покажут время и тщательное археологическое исследование оставшихся курганов. Сегодня кости найденной «сарматки» находятся на обработке в лаборатории Научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ, затем останки будут переданы в фонды музея «Народы и технологии Урала» Южно-Уральского госуниверситета.