ЮУрГУ и тракторный завод «ДСТ УРАЛ» объединили усилия над созданием погрузчика дистанционного управления. По сравнению с аналогами, отечественная машина выигрывает в цене на рынке специальной техники. Машина уже прошла апробацию на расчистке снежных завалов в январе 2024 года.
Миниатюрные габариты погрузчика позволяют легко очищать труднодоступные участки придомовых территорий. Однако машина способна работать с разным типом навесного оборудования, предназначенного не только для решения коммунальных нужд (сбора мусора и снега), но и обезвреживания противопехотных мин. Сейчас такие погрузчики, оборудованные противопехотными минными тралами, очистили 11,3 га территории ДНР.
Система управления работает с помощью двух джойстиков: движение поручается левой рукой, а работа с навесным оборудованием – правой. Отклонение джойстика влево означает сокращение подачи в левый насос гидрообъёмной трансмиссии и происходит замедление вращения гусеницы левого борта, таким образом, машина поворачивает. Угол поворота регулируется степенью отклонения джойстика, так, при отклонении джойстика почти до упора, трактор начинает вращаться вокруг центра тяжести.
«Наши вчерашние студенты, а теперь конструкторы завода «ДСТ УРАЛ», создали конструкторскую документацию для всех составляющих этого трактора, а их около 2 тыс. Многие выпускники ЮУрГУ являются штатными сотрудниками «ДСТ УРАЛ» и начинают свою карьеру именно с этого предприятия, нередко дорастая до звания ведущих инженеров», – поделился профессор кафедры «Колесные и гусеничные машины» ЮУрГУ Сергей Кондаков.
Со слов конструкторов, технические возможности погрузчика соответствуют лучшим мировым образцам. На гусеничный погрузчик устанавливается дизельный двигатель внутреннего сгорания Ярославского моторного завода. Грузоподъемность гусеничного погрузчика составляет 2 тонны.
Для того чтобы управлять беспилотным погрузчиком, дополнительное переобучение оператору специальной техники не потребуется. После прохождения ресурсных и контрольных испытаний на пригодность техники к использованию погрузчик был запущен в серийное производство.
«Не отставая от современных трендов, «ДСТ УРАЛ» создаёт технику на уровне мировых лидеров. Фишкой является возможность управления бульдозерами и погрузчиками со смартфона. Беспилотная техника помогает сохранить жизнь оператора в опасных условиях эксплуатации (ледовые переправы, хлипкие мосты, опасность обвалов в горах и т. д.), а также, что очень важно, при гуманитарном разминировании. Наши машины могут похвастаться передовой гидростатической трансмиссией, что дает ей массу преимуществ перед устаревшими, архаичными схемами. В кабине комфорт, как в современных авто – с кондиционером, музыкой и большим планшетом, а электронные, спутниковые системы не уступают лидерам отрасли», – поделился Ильяс Чабдаров, представитель тракторного завода «ДСТ УРАЛ».
На протяжении 15 лет преподавателями, студентами и выпускниками кафедр «Системы автоматического управления» и «Колесные и гусеничные машины» ЮУрГУ совместно со специалистами конструкторского бюро «ДСТ УРАЛ» сконструировано и создано более 25 типов специальной техники.
Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет-2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».