Валентин Данилович Оленьков – доктор технических наук, профессор кафедры градостроительства, инженерных сетей и систем Архитектурно-строительного института ЮУрГУ, руководитель Научно-исследовательского и проектного центра ЮУрГУ «Наследие». А также председатель Челябинского отделения Академии архитектурного наследия, представитель международного общества охраны памятников ICOMOS, руководитель регионального отделения Союза реставраторов РФ, государственный эксперт Министерства культуры РФ. Его регалии можно перечислять долго.
Учёным Валентин Данилович известен как специалист по аэрации – науке о действии ветра на здания и ландшафты. Ещё одно направление его интересов – рекультивация отработанных карьеров и отвалов, превращение вчерашних зон экологического бедствия в «город-сад». А общественность ценит в Оленькове реставратора, борца за сохранение на Урале памятников старинной архитектуры, прежде всего православных храмов.
Московский десант и народное зодчество
И вот первая загадка его биографии: в ЮУрГУ Валентин Данилович работает 55 лет, с 1968 года, хотя ему самому лишь слегка за 70. Он устроился в ЧПИ сразу по окончании школы, в 17 лет, сначала лаборантом на военную кафедру. Потом была служба в армии – геодезистом, затем рабфак, после которого он поступил на инженерно-строительный факультет.
У истоков архитектурно-строительного направления в ЧПИ стоял «московский десант архитекторов»: Мария Петровна Мочалова, Абрам Борисович Ривкин и Фёдор Львович Серебровский, который впоследствии стал деканом Инженерно-строительного факультета. Молодые энтузиасты, выпускники Московского архитектурного института переехали на Южный Урал, чтобы поднимать здесь строительную науку. Все они принимали участие в проектировании послевоенных городских зданий. О судьбах этих учёных можно прочесть в книге Валентина Даниловича Оленькова «Градостроительная школа Южного Урала», вышедшей в прошлом году.
Среди них была и Мария Петровна Мочалова. С середины 1940-х она жила в Челябинске, была главным архитектором «Горпроекта», в начале 1950-х перешла преподавать в ЧПИ. Принимала участие в проектировании здания Публичной библиотеки, дворца железнодорожников и других значимых зданий.
В начале 1970-х Мария Петровна вела студенческий кружок архитектурного наследия края, куда и поступил первокурсник Валентин Оленьков. «Мы ездили в экспедиции, делали обмеры зданий, строили планы селений, заполняли карточки объектов, – вспоминает он. – По заданию ВООПИК мы составляли паспорта на памятники архитектуры». Мария Петровна работала над диссертацией о народном зодчестве. А ещё результатом экспедиций стала её известная научно-популярная книга «На полуденную сторону» о народных традициях в Южно-Уральском зодчестве.
Если вдуматься, такие студенческие экспедиции были в 1970-х едва ли не единственным путём для советского молодого человека прикоснуться к православному архитектурному наследию. Кто бы разрешил ездить по деревням и пристально изучать заброшенные храмы…
Аэрация – учение о ветрах
«На практику мой руководитель диплома А. Б. Ривкин отправил нас в Москву, а потом декан Фёдор Львович Серебровский открыл в ЧПИ лабораторию охраны окружающей среды, и ему нужны были градостроители, в том числе, чтобы проводить исследования ветрового режима территорий, – вспоминает Валентин Данилович, показывая обложку книги Серебровского «Аэрация населённых мест. – С этой темой связана и моя основная научная работа. Аэрация определяет микроклимат города, а ветер воздействует на здания и сооружения».
Валентин Данилович раскладывает на столе разноцветные «ветровые» карты. Это новые микрорайоны на проспекте Ленина и на улице Братьев Кашириных в Челябинске, обустройство Солнечной долины недалеко от Миасса.
«Мы исследуем градостроительные проекты и разрабатываем рекомендации проектировщикам для создания комфортного микроклимата, – поясняет Валентин Данилович. – Микроклимат – ветер, температура и влажность, нам важен прежде всего ветер. Постоянные сквозняки как и застой воздуха очевидно снижают качество жизни. С помощью виртуальной аэродинамической трубы мы строим поле скоростей ветра: там, где участок светлее, скорость ветра будет в среднем больше», – говорит он указывая на холм на карте.
Во времена СССР новые заводы располагали в плане города с учётом аэрации, т. е. преобладающих направлений ветра. Но часто в проектах микрорайонов игнорировали фактор ветра. И напрасно – во дворах могло бы быть намного комфортнее. Недаром Валентин Данилович автор книги «Градостроительная безопасность», где аэрация играет важнейшую роль.
Теперь интерес к научным расчётам возвращается. Строительная компания «Голос», ведущая застройку челябинских микрорайонов, обратилась к учёным ЮУрГУ за помощью в составлении аэрационных карт.
Здесь мог быть город-сад!
Южный Урал – край не только заводов, но и шахт, карьеров, которые после завершения добычи полезных ископаемых часто остаются заброшенными, а нередко и просто опасными. Эти нарушенные территории нужно восстанавливать и использовать их в том числе и в градостроительстве.
Валентин Данилович приводит примеры зарубежные. Вот в Великобритании огромный глиняный карьер превращён в ботанический сад. Вот Китай, Beauty Spot Hotel в Шанхае внутри отработанного карьера. Здесь ничто не напоминает открытую шахту: современные здания из стекла и металла, собственный водоём и даже …водопад. Водопад вращает колесо, силой вырабатываемого электричества насосы возвращают воду наверх. «Вечный» двигатель!
А в России? Как можно было бы обустроить отработанную кимберлитовую трубку «Мир» в Якутии, но из-за некорректной эксплуатации её затопило – ни алмазов, ни уникального туристического объекта.
Валентин Данилович показывает проекты, разработанные на кафедре – как можно было бы превратить в парки и другие рекреационные зоны карьеры и шлакоотвалы. Вот проект для Копейска – парк Тугайкуль и парк на месте центрального карьера. Вот знаменитый Коркинский разрез – ещё НИИОГР в лучшие времена предлагал обустроить в нём парк. Вот роскошный проект для Федоровского каменного карьера: после окончания выработки частично засыпать его отвалами вскрышных пород, в центре – озерцо, а вокруг него – террасный жилой комплекс.
Большинство этих идей не реализовано, а то и забыто. Как и проект подземного перехода, соединяющего корпуса ЮУрГУ, разработанный в первой половине 2000-х. Могла бы появиться отличная возможность в непогоду – дождь или мороз – переходить из главного корпуса во второй, не заходя в гардероб за верхней одеждой. «Во всех этих работах конечно принимали и принимают участие наши студенты и мои коллеги, - говорит Валентин Данилович. – Такая работа – это результат деятельности целого коллектива и об этом должен быть отдельный рассказ».
Защита русской старины
И всё-таки аэрация – дело учёных и инженеров. А для общественности Южного Урала Валентин Данилович Оленьков и его центр «Наследие» известен благодаря своей деятельности по воссозданию облика храмов и старинных зданий.
Многим краеведам известна книга Валентина Оленькова «Православные храмы Челябинской области». Она вышла в конце 2000-х, стала библиографической редкостью, и в интернете её не найти, однако она по сей день остаётся авторитетным пособием по истории православия на Урале, а в том, что касается архитектуры – уникальным и незаменимым.
Книга была подготовлена к печати ещё тогда, когда Челябинской епархией руководил митрополит Иов (Тывонюк). Однако максимум энтузиазма и сил к её изданию и утверждению приложил его ближайший помощник – епископ Магнитогорский Феофилакт (Курьянов), ныне архиепископ Пятигорский, управляющий приходами Русской Православной Церкви в Туркменистане и Азербайджане. Валентин Данилович тепло вспоминает владыку Феофилакта, энергию, с которой тот взялся за дело, когда увлёкся делом возрождения церковной архитектуры. Незадолго до этого область как раз утратила памятник старины: рухнула заброшенная деревянная церковь в селе Лейпциг. Сколько ни били об этом тревогу, не было принято никаких мер, и храма не стало.
Через несколько лет после выхода книги в Челябинскую епархию прибыл новый руководитель – митрополит (тогда ещё архиепископ) Феофан (Ашурков). Валентин Данилович с коллегами прибыл в епархию, разведать обстановку, готов ли новый архиерей сотрудничать с учёными.
Владыка Феофан в тот день куда-то очень торопился, и в рядовом случае секретарь в приёмной просто назначила бы гостям другое время. Но услышав о церковной архитектуре, архиерей сам вышел из кабинета. Профессор протянул ему визитку. «Извините, мне сейчас некогда, но я непременно сам к вам приеду!» – заверил владыка.
Через три дня, вспоминает Валентин Данилович, звонок на сотовый: «Это владыка Феофан. Подъехал к ЮУрГУ, как вас найти?» Поднялся на кафедру и сразу стал действовать как стратег. Речь пошла не только о восстановлении храмов, но и о духовно-нравственном воспитании молодёжи, и о привлечении студентов к реставрационным работам. Вскоре мы раздали темы дипломов, связанные с восстановлением церквей в городах и сёлах области.
Вместе с владыкой Феофаном тогда прибыл помощник, священник Святослав Еренков. Внезапно архиерей обернулся к нему и сказал: «Епархии нужен человек с архитектурным образованием. Батюшка, завтра привозите в приемную комиссию документы, поступайте на архитектурно-строительный факультет, на заочное». Священник Святослав с готовностью согласился, и впоследствии успешно прошел обучение и получил диплом.
«В тот момент я назвал про себя митрополита Феофана – Чапаевым!» – вспоминает Валентин Данилович.
Впрочем, у епархии было к архитекторам куда более срочное и важное дело. Не так давно, при содействии патриарха Кирилла, власти передали верующим храм Александра Невского на Алом поле, в котором находился органный зал. Митрополит Феофан предпринял энергичные действия по переносу органа в здание бывшего кинотеатра «Родина», пригласил для этого германских специалистов из фирмы-производителя инструмента. Здание храма срочно нуждалось в восстановлении, но с чего начинать? Для обследования и разработки проекта епархия пригласила центр «Наследие» под руководством Валентина Оленькова. Одним из первых шагов было выполнено лазерное сканирование для воссоздания внешнего облика церкви.
«Настоятель, протоиерей Борис Кривоногов постоянно был с нами на связи, – вспоминает Валентин Данилович. – Потом, когда проектная группа разъехалась, я рекомендовал ему обратиться за дальнейшей помощью в Екатеринбург, через епархию – в архитектурный институт. Это наши друзья, они охотно приняли эстафету. Но отец Борис постоянно присылал их разработки нам на экспертизу».
Митрополит Феофан скончался в 2020 году и до конца дней держал связь с Валентином Даниловичем, обращаясь к нему как к эксперту. Патриарх Кирилл перевёл его на Казанскую кафедру, и архиерей сразу принялся за строительство кафедрального собора. Кстати, при нём началось строительство нового кафедрального Рождественского собора и в Челябинске. «Я был недавно в Казани, – говорит Валентин Данилович. – Замечательный собор, а владыки Феофана больше с нами нет».
На стенах учебной аудитории кафедры размещены студенческие проекты по восстановлению других южноуральских церквей. Работа ученицы и соратницы Валентина Даниловича Алёны Колмогоровой – храм в селе Варламово – так и не восстановлен. Церковь в городе Юрюзань: создана лазерная модель, даны рекомендации, что делать, но первоначальный облик ещё пока не восстановлен. Два храма в селе Большой Куяш и церковь в Булзях восстановлены, здесь большое участие принял митрополит Феофан. Храмы в Лейпциге и в Демарино тоже восстановлены. Еще раньше были восстановлены старейший храм Южного Урала – церковь Сошествия Святого Духа в Кыштыме и храм в Огнёво.
Речь не только о церковных, но и о светских старинных зданиях. Вот проект реставрации знаменитого дома на улице Красноармейской, особняка Юдиной. Вот проект реставрации Белого дома в Кыштыме – заводчиков Демидовых.
Конечно, восстановить облик старинных зданий помогают не только научные расчёты. По счастью в начале века энтузиаст фотографического дела Сергей Михайлович Прокудин-Горский сделал сотни цветных снимков городов Урала, Сибири, Средней России. Негативы хранились в библиотеке Конгресса США и сделались бы сейчас недоступными из-за очередного обострения отношений, если бы не ещё один энтузиаст сохранения русской старины – профессор Уильям Крафт Брумфилд из Нового Орлеана (США).
Уильям Брумфилд в 1970-х учился в филологической аспирантуре МГУ, защищал диссертацию о русской классике – Толстой, Достоевский, Чехов. Находясь в СССР, увлёкся архитектурой Русского Севера и потом приезжал в нашу страну почти каждый год. Он и обнаружил негативы Прокудина-Горского в недрах американской библиотеки, устроил первую выставку снимков – в Санкт-Петербурге, в Русском музее, потом опубликовал несколько альбомов из них. У самого Уильяма вышло несколько книг по русской культуре, об архитектуре Вологды, например.
Валентин Данилович подружился с профессором Брумфилдом и успел несколько лет назад пригласить его в Челябинск. Конечно, у нас не Вологда, но профессор оценил культурный потенциал и нашего края.
Центром «Наследие» под руководством Валентина Оленькова подготовлены и планы исторических центров Южного Урала – Верхнеуральск, Миасс, Касли, Кыштым, Златоуст. Не оставлены без внимания и ЗАТО Снежинск и Озёрск, где ковалась ядерная мощь страны. Некоторые работы выставлялись на международной выставке в Лейпциге (настоящем, а не челябинском).
Известна и другая книга Валентина Оленькова, написанное в соавторстве с руководителем архитектурного института в Екатеринбурге Александром Долговым и Натальей Митиной «Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область». Здесь речь не только о церквях, но и о домах, об избах, о кладке срубов и резных наличниках. Книга посвящена памяти другого легендарного Данилыча – Ивана Даниловича Самойлова, энтузиаста, создавшего в Нижней Синячихе музей деревянного уральского зодчества под открытым небом.
Сейчас Валентин Данилович занят экспертизой реставрационных проектов – на его столе документы по восстановлению старинных особняков в Екатеринбурге и Калининграде.
«Важно, чтобы реставрация строго соответствовала федеральному закону номер 73 об объектах культурного наследия, не искажался исторический облик зданий, не было никаких пристроек, некорректной расстекловки окон», – поясняет Валентин Данилович.
Сам он когда-то увлёкся уральской стариной будучи первокурсником. Предмет «История архитектуры» на время исчезал из университетской программы, но теперь вернулся, в том числе благодаря стараниям Валентина Даниловича Оленькова.
И снова студенты-первокурсники готовят карточки, с которых могла бы начаться реставрация старинных зданий. Пока это лишь учебные работы: казачья крепость в Наследницком, мавзолей Кесене, пассаж Яушевых в Троицке, наличники ставен в селах Харино и Пашнино.
Дело мастера воплощается в работах его учеников – и этот закон сохранения культуры должен стать непреложным, как закон сохранения энергии.