Сегодня в музее «Народы и технологии Урала» прошло торжественное открытие реконструкции экспозиции «Сокровища средневекового Урала». Экспозиция постоянная и открыта для всех желающих в аудитории 020 главного учебного корпуса ЮУрГУ.
В музее можно увидеть упряжь, предметы быта, сабли, стрелковые пояса, мужские и женские украшения Средневековья. Экспозиция включает в себя три новых коллекции из святилищного комплекса «Ингала», могильника «Актюба» и «Уелги». Последний исследуется с 2010 года.
Специально для экспозиции научными сотрудниками ЮУрГУ были подготовлены карты, демонстрирующие передвижение народов по территории континента.
«Всё, что здесь можно увидеть, – это полтора десятилетия исследований, годы работы большого коллектива. Для кого-то археология – это вся жизнь. Чтобы пополнить коллекцию на один предмет, нужно более года: необходимо откопать, отреставрировать, описать, поставить на учёт в Государственный музейный фонд. Эпоха Великого переселения народов и Средневековья – период длительный и составляет более полутора тысяч лет. Приблизительно со второго века нашей эры и до конца 16 века, когда Урал стал частью России», – поясняет Юлия Васина, заведующий Учебного музейно-выставочного комплекса «Народы и технологии Урала».
Музей был открыт в 2011 году. За 12 лет работы его фонды значительно расширились. В рамках археологической практики в работе экспедиций принимали участие студенты исторического направления подготовки ЮУрГУ.
Студенты первого курса кафедры отечественной и зарубежной истории встретились с археологом, младшим научным сотрудником научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Ксенией Маргарян. Интригой выступления стал вопрос предназначения каменных жертвенников, один образец которого Ксения принесла с собой на лекцию.
Студенты озвучили множество версий его предназначения, были рассмотрены и научные точки зрения. После изучения точек обнаружения каменных жертвенников, найденных на обширной территории Евразийского континента, загадка была раскрыта.
Вопрос назначения каменных жертвенников изучается около ста лет. Благодаря многочисленным способам анализа артефактов ученым удалось определить следы краски, сажи, зерновых культур на поверхности предмета. Возможно, на камне растирали краску для нанесения татуировок, жгли благовония, мололи зерно. Кроме того, каменный жертвенник нес не только практическую, но и культовую функцию.
Ксения Маргарян рассказала первокурсникам о работе археолога: чем он занимается, как реконструирует исторический процесс и познает загадки древнего человека.