В этом году Южно-Уральский государственный университет празднует 80-летие. За свою историю из небольшого регионального института он превратился в национально-исследовательский университет с более чем миллиардными научными инвестициями и десятками тысяч студентов. Об итогах приемной кампании, рекордах и планах на будущее рассказал ректор вуза Александр Вагнер.
– Александр Рудольфович, как прошла приемная кампания в этом году, было что-то необычное?
– Не хочется показаться нескромными, но к 1 сентября в наш университет зачислено более 7 тысяч новых студентов. Притом, что минимальный план приема в этом году составлял 3416 мест. Это колоссальное достижение.
Документы к нам отправляли ребята практически из всех субъектов Российской Федерации, в том числе на технические специальности. А всего было подано более 40 тысяч заявлений от более чем 13,5 тысяч абитуриентов.
Для сравнения: число абитуриентов ЮУрГУ, представивших в приемную комиссию свидетельство о сдаче ЕГЭ по математике, вдвое больше всех сдававших такой ЕГЭ в городе Челябинске, для ЕГЭ по физике разница между этими показателями – втрое. Это говорит о том, что абитуриенты других регионов хорошо информированы о нашем университете.
В среднем конкурс по университету на приоритетные направления и специальности составил более девяти заявлений на место. На юридические, экономические и социально-гуманитарные направления, особенно с минимальным количеством бюджетных мест, конкурс составлял до 50 заявлений на место.
– ЮУрГУ прочно зарекомендовал себя как научно-исследовательский университет. Хватает ли вузу средств, для того чтобы обеспечивать потребности ученых?
– Это еще одна область, где нам есть чем гордиться. По нашим подсчетам, в 2023 году университету удастся привлечь на научно-исследовательскую деятельность более 1 млрд рублей.
Сюда входят средства, полученные по грантам и по результатам хоздоговорной деятельности. В прошлом году мы к миллиарду приближались, но не хватило несколько миллионов, а вот в 2021 году эта сумма составляла только 791 млн рублей.
Также возросло количество крупных проектов, привлекших больше 10 млн рублей, в этом году оно выросло до 24.
И мне особенно отрадно, что растет количество молодых ученых, участвующих в таких проектах: с 2021 года оно увеличилось почти на 50 %.
– За последние десятилетия университет развил несколько фундаментальных научных направлений и исследований. Есть ли планы по развитию инженерной мысли?
– Технические направления остаются для нас по-прежнему важнейшими, и на это есть как минимум три причины.
Первая – богатое наследие Политехнического института, который был основан прежде всего для подготовки кадров Челябинского тракторного завода.
Вторая – острейшая потребность в укреплении обороноспособности страны и необходимость обеспечения технологического суверенитета.
И третья – на Урале инвестиции ожидаются в две основные отрасли: металлургию и автомобилестроение. Поэтому, очевидно, найдутся возможности для совместных проектов, а также для трудоустройства выпускников.
Хочу сразу отметить, что уже сейчас у нас есть что показать, в том числе уникальные разработки, которые мы хотим представить на федеральном конкурсе «Передовые инженерные школы».
Это высокоакклиматизированные и специальные колесно-гусеничные машины для работы в экстремальных условиях, опасных для жизни и здоровья человека; строительно-дорожная, коммунальная, крановая и вездеходная техника и, наконец, беспилотные транспортные и авиационные системы, включая системы управления движением на основе искусственного интеллекта.
– Какие приоритеты и задачи были поставлены на предстоящий учебный год?
– Главный человек в нашем вузе – студент. И мы делаем все, чтобы ребятам было интересно учиться и для них открывалось больше возможностей, чтобы условия работы наших преподавателей были как можно лучше, чтобы они выглядели конкурентно среди вузов Большого Урала, да и во всей системе высшего образования.
Если эти задачи решим, мы аккумулируем лучших преподавателей, самых талантливых ученых, самых мотивированных, ярких, умных студентов.
Это позволит развиваться университету в тех предметных областях, где ощущается недостаток кадров и которые обеспечивают потребности развития страны и региона.