С 11 по 13 сентября в Южно-Уральском государственном университете состоялась проектно-аналитическая сессия. Учёные ЮУрГУ вместе с экспертами ФГАНУ «Социоцентр» обсудили программы развития стратегических проектов.
«Мы заинтересованы в максимально продуктивном развитии ЮУрГУ. Взаимодействие с университетом осуществляется в разных плоскостях, – рассказал заместитель министра образования и науки Челябинской области Виталий Литке. – Государственная программа «Развитие науки в Челябинской области» позволяет обеспечивать поддержку работы научных коллективов, развития талантов аспирантов и студентов, приоритетных направлений, задач, которые вы сегодня перед собой ставите, в том числе – удержать в регионе молодых ученых».
В первый день сессии эксперты посетили основные научные лаборатории, связанные со стратегическими проектами, среди которых лаборатории:
- суперкомпьютерного моделирования;
- систем промышленной автоматики;
- квантовой инженерии света;
- высокоэнтропийных материалов и новых конструкционных материалов;
ЦКП «Экоаналитика» и передвижная лаборатория ПЭП – автомобиля во дворе, оборудованного для измерения содержания в атмосфере мелкодисперсной пыли, угарного и углекислого газа, иных веществ.
На пленарном заседании ректор ЮУрГУ Александр Вагнер представил доклад «О реализации проекта "Приоритет 2030"», в котором были отражены основные перспективы развития университета и реперные точки трансформации. К последним относятся следующие:
– участие в старте проекта Межуниверситетского кампуса;
– 148 миллионов рублей, выделенные из бюджета Челябинской области, на реализацию 7 научно-технических проектов;
– запуск 3 новых подпроектов в рамках реализации стратегических проектов (бетоны для Арктики, цифровой двойник волочильного стана, ИИ для ГИС аэрофотомониторинга);
– увеличение роста научных доходов на 18 %;
– создание регулярно работающих отраслевых советов по направлению трех стратегических проектов;
– успешно пройденное обучение по программам ДПО «Цифровые кафедры» 967 студентов.
Также ректор затронул тему кампусной политики, целью которой является обеспечение привлечения в сферу образования и науки Челябинской области талантливой молодежи для обучения и осуществления научно-исследовательской деятельности, в том числе за счет расширения международной и межрегиональной научно-образовательной кооперации.
Кроме того, в рамках политики в области цифровой трансформации ЮУрГУ внедрил систему контроля и управления доступом по биометрическим данным, реализована идентификация личности по отпечатку пальца. В политике открытых данных модернизирован суперкомпьютер ЮУрГУ, запущен в работу единственный на Урале нейрокомпьютер, система «Персональный виртуальный компьютер» дополнена отечественными программами.
«Задача сессии – вместе с приглашенными экспертами посмотреть на нашу программу развития, ключевые позиции, на которые были сделаны ставки. Также поговорить об успехах и выработать решения проблем. Эксперты имеют богатый опыт работы в своих университетах, в том числе в тех, которые участвуют в программе "Приоритет-2030"», – говорит ректор ЮУрГУ Александр Вагнер.
Далее в рамках пленарного заседания проектно-аналитической сессии было рассказано о ключевых стратегических проектах, представленных учёными ЮУрГУ.
В проекте первого проректора-проректора по научной работе Антона Коржова рассказывалось о механизмах отбора проектов и их формах поддержки. Перед университетом поставлена задача расширить список индустриальных партнёров, а также повысить количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к 2030 году.
Следующий доклад – «Интеллектуальное производство» Владимира Синицына – ставил целью обеспечить цифровую трансформацию и конкурентоспособность металлургических и машиностроительных предприятий РФ за счёт внедрения систем управления состоянием технологических процессов, изделий и оборудования.
В другом стратегическом проекте, «Фундаментальные основы синтеза и эксплуатации перспективных материалов», который представлял заведующий кафедрой оборудования и технологии сварочного производства ЮУрГУ Михаил Иванов, ставилось большое количество задач, к некоторым из которых относятся:
– разработка платформы и комплекса ПО цифровых двойников химических соединений и материалов;
– создание автономных саморегулирующихся «умных» бетонов, которые могут самостоятельно залечивать дефекты, возникающие в течение срока службы, и самоочищаться для многократного повышения долговечности, надёжности и безопасности бетонных конструкций, зданий и сооружений;
– разработка высокофункциональных бетонов, служащих не менее 50 лет в суровых условиях эксплуатации;
– создание самокалибрующегося датчика температуры;
– создание первичного научного задела по ряду перспективных направлений фундаментальных исследований в области высокоэнтропийных и многокомпонентных материалов.
Заключительный доклад в пленарном заседании представила Алена Замышляева, директор Института естественных и точных наук ЮУрГУ, рассказав о нынешних и грядущих проектах по улучшению состояния окружающей среды постиндустриальных агломераций в РФ за счёт фундаментальных исследований и разработки технологических решений, сопровождающихся сокращением количества опасных для экосистем загрязнителей для здоровьесбережения человека. Для этого были разработаны технологии очистки воздуха и сточных вод, технологии переработки отходов в экоматериалы, а также системы экологического мониторинга.
На втором дне проектно-аналитической сессии ведущие сотрудники ЮУрГУ определили перспективы и горизонты развития университета. На пленарном заседании была рассмотрена динамика изменений вуза в ретроспективе и определены основные векторы его совершенствования в условиях современных вызовов.
Особое внимание было уделено темам, касающимся работы с человеческим капиталом и установления новых рабочих принципов образовательной политики. На заседании была рассмотрена динамика трансформации образовательной политики и расставлены акценты для достижения полезного партнёрства работодателей и вуза. Также был поднят вопрос о формах поддержания работы с научными коллективами в рамках международной образовательной и научной повестки для обеспечения конкурентоспособности отечественных разработок.
«Наша задача – это в первую очередь трансформация и развитие университетов, мы ищем, в каких направлениях вуз готов добиваться высоких результатов, и вокруг этого строим экспертизу», – обозначил цель участия в сессии кандидат физико-математических наук, проректор по приоритетным проектам ПНИПУ – Пермского Политехнического университета, эксперт ФГАНУ «Социоцентр» Павел Волегов.
В рамках третьего дня мероприятия состоялась презентация результатов работ групп по направлениям развития Южно-Уральского государственного университета и их детальное обсуждение.
С вводным докладом выступил первый проректор-проректор по научной работе Антон Коржов, который отметил ключевые этапы развития университета в области исследований и разработок, к которым относятся следующие:
1. Занять лидирующее место в области интеллектуального производства.
2. Войти в тройку лидеров в повышении производительности машиностроительной и металлургической промышленности за счет создания инновационных материалов.
3. Стать технологическим лидером в области инновационных продуктов в экологии.
Для этого были предложены такие способы решения задач: дополнительная стипендия студентам и аспирантам, участвующим в реализации ключевых проектов; изменение инженерной и корпоративной культуры, создание лабораторий на базе Межуниверситетского кампуса с индустриальными партнерами и другие.
Кампус представлен как гринфилд с большим набором инструментов для комплексных исследований и опытного производства. Проект по созданию кампусов является частью национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.
Доклад, связанный с изменениями в образовательной политике, представила Наталья Правдина – доцент кафедры «Экономика промышленности и управление проектами», старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности, заместитель директора по научной работе Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ.
Ею была выдвинута идея улучшенной модели будущего университета, целью которого является образование для умной специализации региона и РФ. Ключевое изменение – это вовлечение стейкхолдеров, заинтересованных физических или юридических лиц, в образовательный процесс.
Была предложена следующая модель образования: 3 года – базовое образование (формирование базовых компетенций), 2 года – специализированное (выбор модулей с учетом способностей, мотивации и возможностей), 1 год – формирование профессиональных компетенций по запросу стратегических проектов/индустриальных партнеров и академических организаций.
В заключительной части про управление человеческим капиталом рассказал Виктор Фройденбергер, начальник Отдела по внеучебной и воспитательной работе.
Человеческий капитал представляет собой накопленный человеком запас знаний, навыков, умений, который он использует в профессиональной деятельности. Рост качества человеческого капитала ведет к росту производительности труда и к росту дохода.
В рамках программы «Приоритет-2030» ЮУрГУ развивается по пути человекоцентричности. Ключевая задача – развитие культуры университета в сторону сотрудничества, предпринимательства и результативности с понижением роли централизованного администрирования.