В рамках заседания состоялась презентация результатов работ групп по направлениям развития Южно-Уральского государственного университета и их детальное обсуждение.
С вводным докладом выступил первый проректор-проректор по научной работе Антон Коржов. Он отметил ключевые этапы развития университета в области исследований и разработок:
- Занять лидирующее место в области интеллектуального производства.
- Войти в тройку лидеров в повышении производительности машиностроительной и металлургической промышленности за счет создания инновационных материалов.
- Стать технологическим лидером в области инновационных продуктов в экологии.
«Кто для меня является лидером? Например, когда индустриальные и академические партнеры, ученые говорят о том, что университет ведет интеллектуальное производство и силен в этом. Если человек понимает, что ему необходим материал для создания двигателя. И он знает, что такое есть в ЮУрГУ. И идет к нам», – говорит Антон Коржов.
Рассказаны и способы решения задач: дополнительная стипендия студентам и аспирантам, участвующим в реализации ключевых проектов; изменение инженерной и корпоративной культуры, создание лабораторий на базе Межуниверситетского кампуса с индустриальными партнерами и другие.
Кампус представлен как гринфилд с большим набором инструментов для комплексных исследований и опытного производства. Напомним, что проект по созданию кампусов является частью национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.
Доклад, связанный с изменениями в образовательной политике, представила Наталья Правдина – доцент кафедры «Экономика промышленности и управление проектами», старший научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности, заместитель директора по научной работе (кн. н.) Высшей школы экономики и управления.
Были намечены и следующие вызовы:
– абитуриенту не понятны различия между образовательными программами из одной отрасли;
– абитуриенту не понятно устройство вуза;
– абитуриент зачастую не может выбрать специализацию на входе;
– сложность создания междисциплинарных образовательных программ;
– слабая отраслевая специфика кафедр;
– слабая связь образовательных программ с индустриальными партнерами.
Поэтому в докладе была предложена улучшенная модель будущего университета, целью которого является образование для умной специализации региона и РФ. Ключевое изменение – это вовлечение стейкхолдеров, заинтересованных физических или юридических лиц, в образовательный процесс.
Была предложена следующая модель образования: 3 года – базовое образование (формирование базовых компетенций), 2 года – специализированное (выбор модулей с учетом способностей, мотивации и возможностей), 1 год – формирование профессиональных компетенций по запросу стратегических проектов/индустриальных партнеров и академических организаций.
«Уже сейчас у нас есть определенный инструмент, который мы используем для реализации стартапов. Имеются Акселерационные программы, которые могут быть встроены в основную образовательную программу. Готовится пул внутренних вузовских трекеров, они уже проходят подготовку. Надеюсь, это создаст понимание и навыки помощи студентам при генерировании их идей», – говорит Наталья Правдина.
Про управление человеческим капиталом рассказал Виктор Фройденбергер, начальник Отдела по внеучебной и воспитательной работе.
Человеческий капитал представляет собой накопленный человеком запас знаний, навыков, умений, который он использует в профессиональной деятельности. Рост качества человеческого капитала ведет к росту производительности труда и к росту дохода.
В рамках программы «Приоритет-2030» ЮУрГУ развивается по пути человекоцентричности. Ключевая задача – развитие культуры университета в сторону сотрудничества, предпринимательства и результативности с понижением роли централизованного администрирования.
К 2030 году планируется усиление работы в направлении индивидуальных профессиональных треков (исследователь-преподаватель, преподаватель-исследователь, научный сотрудник, преподаватель-практик, руководитель проекта) и рост вознаграждений.