Специалисты Центра компьютерного инжиниринга Южно-Уральского государственного университета с 2018 года трудятся над созданием импортозамещающей коммунальной уборочной техники. В рамках этой работы создана линейка отечественных многоцелевых уборочных машин для больших городов. Среди них – КО-318 на базе автомобильного шасси Камаз и самоходная коммунальная машина МЦМЭ 5000 на основе гибридного привода. Малошумную и экологичную коммунальную технику подготовили к запуску в серийное производство.
За последние 20 лет содержание городской среды приобрело промышленный характер – появились новые технологии уборки малых площадок, парковых зон, тротуаров. За счет изменения конфигурации навесного оборудования и перехода на электрическую трансмиссию, коммунальные машины могут круглогодично выполнять комплексные задачи: пылесосить, поливать, чистить снег, распылять противообледенительный реагент, мыть ограждения.
Центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ завершил работу по созданию гибридного автомобиля МЦМЭ 5000 на базе самоходного шасси с использованием электрического привода. Эту разработку поддержал Минпромторг России. Самоходную коммунальную машину для большого города делал коллектив из инженеров-конструкторов, расчетчиков, материаловедов, исследователей, как молодых специалистов, недавно закончивших ЮУрГУ, так и инженеров с большим опытом работы. От задумки до работающего опытного образца прошло всего два года. Машина сейчас проходит серию испытаний.
«Современная коммунальная машина, которую изготавливает Курганский завод дорожных машин – это продукт большой кооперации машиностроительных предприятий. Инновационные элементы системы управления, приводы, тяговое оборудование, приводы самоходного шасси были разработаны и изготовлены при участии промышленных предприятий Челябинской области. Данная машина явилась результатом работ, направленных на импортозамещение и технологическую независимость», – комментирует директор Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Сергей Таран.
В ходе разработки сотрудники ЮУрГУ провели десятки испытаний в виртуальной реальности. Инженеры использовали в своей работе современное специализированное программное обеспечение, позволяющее моделировать эргономику водителя коммунальной машины и в дальнейшем обеспечить комфорт и удобство в ее обслуживании.
«Расчеты, которые мы делаем, позволяют предприятиям экономить затраты на проведение натурных испытаний, а также сокращать срок разработки и постановки на производство нового изделия», – дополнил Сергей Таран.
Со временем инженеры сделают машину МЦМЭ 5000 полностью электрической, чтобы обеспечить малошумность работы в условиях городского сектора, придомовых территориях, а также снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Ранее завершенный совместный проект инженеров со специалистами Курганского завода дорожных машин – коммунальная машина КО-318 – готов к запуску в серийное производство.
«К 2025 году мы планируем выпустить 150-170 единиц техники, – рассказывает коммерческий директор АО «Курганский завод дорожных машин» Михаил Сочнев. – Основные потребители универсальной уборочной машины – города с плотным транспортным потоком и крупными ландшафтными зонами, например, Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Ставрополь».