Будущее Урала – металлургия и автотехника или есть шансы у электроники и пищепрома? Изменили ли санкции структуру экспорта? О том, каковы перспективы внешнеэкономической деятельности региона, мы беседуем с Евгением Степановым, доктором экономических наук, заведующим кафедрой «Таможенное дело» Южно-Уральского государственного университета.
Шлейф Демидовских времён
Челябинскую область принято считать моноэкспортёром. Естественно, ведь более половины (точнее, до 79,5 %) товаров, вывозимых из области за рубеж, составляет металлургическая продукция. Конкретно лидерами экспорта на Южном Урале являются три товарных группы:
- черные металлы;
- изделия из чёрных металлов (например, трубопрокатная продукция);
- цветные металлы (преимущественно медь).
На кафедре таможенного дела ЮУрГУ классификацию товаров проводят не абы как, а согласно товарной номенклатуре ВЭД Евразийского Экономического Союза. Здесь каждой товарной группе соответствует код: например, черная металлургия – 72, а электронное машиностроение – 85. Любой желающий может найти эту номенклатуру в интернете, чтобы посмотреть, что вообще экспортирует наша страна.
Так сложилось исторически. Ещё в XVIII веке на Урале задымили государственные и Демидовские заводы, огромную роль в развитии региона сыграла эвакуация предприятий с запада СССР на Урал в годы Великой Отечественной войны.
Но тогда же – в середине ХХ века – формировалось и машиностроение Челябинской области. Основную долю машиностроительного экспорта сегодня составляют грузовые автомобили ОАО «УралАЗ».
Экспорт продукции Южного Урала вырос до 1,8 % всего экспорта РФ – очень неплохой показатель для региона!
Ворота в Азию
Начало специальной военной операции и введение санкций со стороны западных стран изменило географию потоков, но не слишком затронуло их структуру. Да, движение экспорта развернулось с запада на восток. Основными экспортёрами стали страны Юго-Восточной Азии, прежде всего КНР и Вьетнам, а также ОАЭ.
Схожим образом обстоит дело и с ввозом товаров на Южный Урал. Основными импортёрами региона сегодня являются Казахстан, КНР и Узбекистан. Сотрудничеству с последним способствует работа Российско-Узбекского делового совета, созданного при участии Южно-Уральской Торгово-Промышленной палаты.
Собственно, эти тенденции проявлялись ещё в 2021 году.
Ещё один существенный фактор, связанный с переориентацией на восток, – возможность отказаться от расчётов в американских долларах и евро, а платить китайскими юанями или даже российскими рублями.
Кроме того, на Южном Урале, в районе станции Формачёво, планируется создать «сухой порт» – масштабный транспортно-логистический узел. Уже сегодня оттуда регулярно отправляются грузы на Дальний Восток. Разумеется, везти товары в Китай, например, через Казахстан и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая было бы куда быстрее, но пока это вопрос политики, и поезда следуют через Сибирь.
Эй-би-си: компьютер указывает путь
На кафедре таможенного дела ВШЭУ ЮУрГУ строить прогнозы ВЭД региона помогают компьютерные модели. Недавно заведующий кафедрой Евгений Степанов совместно с Ириной Даниловой и Ксенией Несытых получил патент на алгоритм структурно-динамического анализа внешней торговли российских регионов. Он основан на ABC-XYZ-анализе.
Что такое ABC-XYZ-анализ?
Всем известен принцип Парето: «20 % усилий приносят 80 % результата», и наоборот.
Составляется матрица, столбцы которой обозначены А, В, С:
А – 80 % номенклатуры экспорта;
В – 10–15 % номенклатуры экспорта;
С – остальное.
Строки матрицы X, Y, Z отражают спрос на продукцию:
Х – стабильно высокий спрос;
Y – «средний»;
Z – низкий (сюда могут попасть и совсем новые товары).
Программа, разработанная в ЮУрГУ, получает на вход огромный объём статистических данных таможни. Прогноз представляет собой АВС-таблицу.
В левой верхней клетке таблицы АХ присутствуют товары с наиболее высоким спросом, но она пуста – к идеалу ещё предстоит стремиться.
Ниже клетка АY – объём поставок больше 80 %, а спрос, хотя и не идеальный, но достаточно стабильный. Здесь традиционная продукция Южного Урала: металлопрокат, трубы и наземная транспортная техника – спасибо «УралАЗу» и тем, кто находится с ним в одной технологической цепочке. Причём по данным профессора Евгения Степанова и его коллег из ЮУрГУ именно эта позиция – грузовики – показывает рост в последние годы.
В клетку BY – среднестабильный спрос и 10–15% объёма поставок – попали перспективные отрасли: электронные устройства, изделия из пластмассы, медтехника. Неплохо, что Южный Урал на этом зарабатывает!
А вот древесина и изделия из неё попали в клетку BZ. Казалось бы, спрос нестабилен… И тем не менее поставка древесины в страны Азии стабильно растёт, а в китайском направлении ещё за 2018–2020 она выросла в 40 раз! Так что нижняя строка не приговор.
К сожалению, пищевые продукты попали в нижнюю правую клетку CZ: и спрос на питание из Челябинска не велик, и наши поставщики не готовы поставлять его за рубеж. Это не значит, что никто не экспортирует с Урала гречку или макароны «Макфа». Просто на фоне металлопроката доля пищевой отрасли мала. Но есть над чем поработать фермерам!