На конец июля в Челябинской области зарегистрировано более 11 тысяч безработных, при этом число вакансий составило более 41 тысячи.
Такие данные опубликовала недавно Контрольно-счетная палата региона. Эксперты в очередной раз отметили, что уровень безработицы стабильно находится на исторически минимальном уровне.
Чем опасна для экономики такая ситуация, какие отрасли больше всего страдают от дефицита кадров, как могут решить возникшие проблемы государство и бизнес? На эти вопросы ответила доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов ЮУрГУ Елена Кучина.
– Елена Вячеславовна, Челябинская область бьет рекорды по низкому уровню официальной безработицы. Количество вакансий значительно превышает число специалистов. В чем плюсы и минусы этой ситуации?
– В регионе, действительно, в последние годы фиксируется максимально низкий уровень официальной безработицы. Но это проблема большинства регионов России, и связана она с несколькими причинами.
1. Влияние демографического фактора. Поколение 90-х годов, которое выходит на рынок труда, проигрывает по численности поколению 50-х годов. За последние десять лет количество молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет сократилось в два раза. «Пятидесятники» активно выходят на пенсию, а новое поколение не в состоянии их заменить.
2. Релокация высококвалифицированных специалистов за рубеж – очень важный фактор. В основном это «айтишники». В последнее время у нас было две волны – весна и осень 2022 года – когда выехало большое количество высококвалифицированных специалистов. В основном это молодые мужчины трудоспособного возраста, что негативно сказалось на ситуации на рынке труда.
3. Еще одна причина – мобилизация мужчин в активном трудовом возрасте. Те, кто заключили контракт с Минобороны, в большинстве случаев являются техническими специалистами или производственными рабочими, т. е. относятся к категории «синих воротничков». Их нехватка ощущается в таких секторах экономики, как промышленность, перевозки, логистика, транспорт.
– Можно ли назвать ситуацию критической, при которой работодатели вынуждены брать сотрудников буквально «с улицы»?
– Ситуация не является критической, выбор у работодателей все-таки есть. Они пытаются использовать различные способы для привлечения сотрудников, в частности, повышение уровня заработной платы по наиболее востребованным специальностям.
В целом снижение безработицы – тревожный сигнал. Кажется, что чем она меньше, тем лучше. Однако если спрос на рынке труда превышает предложение, это сдерживает процессы структурной трансформации экономики. А в новых условиях необходима быстрая перестройка на импортозамещение, но из-за кадрового дефицита это происходит медленно.
– Ощущается ли на рынке труда такое явление, как скрытая безработица, и насколько она велика?
– Пик скрытой безработицы приходился на 2021-2022 годы – пандемию, а затем время, когда часть западных компаний ушла с российского рынка, оставив работников в ситуации неполной занятости. Сейчас критический уровень скрытой безработицы миновал, спрос на специалистов достаточно высокий.
– Наибольший кадровый дефицит сложился в сегменте рабочего персонала и технических специалистов. Можно ли сказать, что методы, которыми предприятия и представители власти пытаются решить проблему, эффективны? Если нет, что можно сделать для наиболее быстрого разрешения ситуации?
– Во многом кадровый дефицит связан с тем, что номенклатура профессий расширяется в сторону тех, которые лучше осваивает молодежь. Например, это специальности, связанные с автоматизацией и цифровизацией производственных процессов. Поэтому экономике нужны молодые креативные кадры. Вместе с тем, не хватает рабочих и старых профессий – токарей, слесарей, прокатчиков, строителей. Так, рекордно загружены производственные мощности на предприятиях, выполняющих оборонный заказ. Но расширять производство нет возможностей из-за нехватки специалистов. Следует отметить, что набирает обороты тенденция удаленной работы, а также растет количество фрилансеров.
Работодателям можно порекомендовать создавать условия для сохранения здоровья и повышения квалификации возрастных сотрудников, тем самым сдерживая их желание выхода на пенсию. Для молодежи важны программы развития, позволяющие продвигаться по карьерной лестнице, социальная поддержка работников с детьми. Необходимо активно разрабатывать мероприятия по популяризации рабочих профессий, в том числе в информационном пространстве.
В связи с оттоком молодых мужчин из реального сектора экономики, на производстве будет увеличиваться доля женщин. В этой ситуации нужно создавать условия для удовлетворения их потребностей. Это могут быть гибкие условия труда, в том числе гибкий график работы, карьерный рост и другие меры.
– Какие тренды складываются на рынке труда в Челябинской области после того, как в феврале 2022 года изменилась внешнеполитическая и мировая экономическая ситуация? В чем их плюсы и минусы?
– Плюсы в том, что очень хорошо себя чувствует оборонная промышленность, а у нас таких предприятий достаточно много в сфере металлургии и машиностроения. Они работают в полную силу. Рост объемов госзаказа дает возможность создавать дополнительные рабочие места и нанимать новых работников.
Минусы ситуации в том, что малый бизнес начинает испытывать недостаток квалифицированных кадров, поскольку не выдерживает конкуренции по уровню зарплаты. Ряд специалистов уходит в крупные и средние компании, связанные с ВПК.
– Каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее? Что предстоит сделать работодателям, что вынуждены будут предпринять власти? Какие изменения произойдут в политике вузов, средних специальных учебных заведений?
– Система образования достаточно инертна и не может быстро реагировать на изменения рынка труда. Например, сейчас во всех секторах экономики острая нехватка ИТ-кадров. Конечно, специалистов в области информационных технологий стали готовить везде, даже в среднеспециальных учебных заведениях, но, чтобы выпускникам набраться опыта, требуется время. Часто работодатели тратят до полугода на поиск опытных ИТ-специалистов. Те, кто готовы платить хорошие деньги за труд айтишника, закрывают вакансию в 3 раза быстрее.
Интернет-маркетологи, диджитал-специалисты, эксперты в сфере онлайн-образования, специалисты по работе с нейросетями – вот новые профессии, которые появились на рынке и востребованы работодателями. После окончания СВО понадобятся клинические психологи, поскольку большому количеству мужчин, вернувшимся в мирную жизнь, потребуется психологическая реабилитация.
Система образования инертна и не может быстро реагировать на изменения рынка труда.
Для подготовки кадров можно задействовать имеющиеся резервы в вузах и ссузах, однако помимо современной материально-технической базы необходим соответствующий кадровый состав. Чтобы обучать всем этим новым профессиям, требуются молодые преподаватели, а в образовании средний возраст специалистов – это 50+. В силу разных причин молодые люди неохотно идут в эту сферу.
Что еще можно посоветовать работодателям, чтобы уменьшить дефицит кадров? Задействовать временный персонал, например, в сфере добычи полезных ископаемых, строительстве, недвижимости. Можно привести пример успешного привлечения кадров для выполнения оборонного заказа заводом «СпецАгрегат» в Миассе. Предприятие создало условия для работы сотрудников вахтовым методом, пообещав всем корпоративные обеды и доставку в цеха служебным транспортом. Дисбаланс между подготовкой и востребованностью можно уменьшить за счет организации мероприятий по переподготовке кадров и повышению квалификации.
В целом по динамике в сфере занятости прогнозы делать сложно. На рынок труда оказывают влияние многие факторы: нестабильная внешнеполитическая ситуация, большие изменения на внутреннем рынке, волатильность валюты. От последнего, например, будет зависеть ситуация в строительстве, где занято большое количество мигрантов. Эти работники ориентируются на колебание курса рубля по отношению к доллару. Если динамика будет не благоприятной, работодатели будут вынуждены повышать заработную плату, или мигранты будут уезжать – им станет невыгодно работать в нашей стране.