В Южно-Уральском государственном университете с 2000 года ведется подготовка историков. Удивительный мир истории притягивает вчерашних школьников, ориентированных на проведение исторических исследований, познание исторической истины и раскрытия загадок прошлого и настоящего.
Мы попросили магистранта второго курса направления 46.04.01 «История» Захара Матвеева рассказать о выборе профессии, профессиональных и личных открытиях и достижениях и планах на будущее.
– Захар, почему вы выбрали профессию историка?
– В 10 лет я открыл для себя мир археологии в палаточно-полевом лагере «Надежда», расположенным около Сикияз-Тамакского пещерного комплекса на реке Ай, впервые принял участие в спелеологических раскопках, наблюдал за исследованиями ученых Уральского отделения Российской Академии наук. После этого я занимался археологией, ботаникой и минералогией во Дворце творчества учащийся молодежи на Алом поле г. Челябинска и продолжал выезжать на раскопки. Видимо, это способствовало развитию интереса к истории, и в рамках школьного проекта я написал исследовательскую работу о спелеоархиологических исследованиях пещер Южного Урала и защитил ее в ЮУрГУ в рамках программы МГУ им. Ломоносова «Шаг в будущее ХХI век». Когда в старших классах пришло время выбирать профессию, я, естественно, выбрал историю.
– А почему вы для получения исторического образования выбрали именно ЮУрГУ?
– Для меня выбор вуза был очевиден. Мое решение было обусловлено несколькими факторами: во-первых, в ЮУрГУ представлены все три ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), благодаря этому открыты перспективы не только для учебы, но и для научных исследований; во-вторых, в структуре Института медиа и социально-гуманитарных наук имеются два научно-образовательных центра: «Культурно-исторические исследования» и «НОЦ евразийских исследований», активно работает музейно-выставочный комплекс «Народы и технологии Урала», являющийся краеведческой базой образовательного процесса. В-третьих, на кафедре отечественной и зарубежной истории сильный преподавательский состав: работают шесть докторов наук, развиваются несколько научных школ и направлений в русле актуальных исторических исследований – культурная история, историческая антропология, археология и т. д. В-четвертых, студенты получают не только классическое, но и практикоориентированное гуманитарное образование, которое проявляется в процессе прохождения археологической, архивной, педагогической и других практик, взаимодействия с работодателями в процессе изучения прикладных исторических дисциплин, выбор исследовательских тем для курсовых и выпускных квалификационных работ, проектном обучении…
– Какие перспективы открыло для вас обучение?
– В процессе обучения мы познакомились с направлением исторической реконструкции. Вокруг этого направления были реализованы мои первые исследования, стало возможным участие в съемке документального фильма «Аркаим. Колесница времени» (2022), участие в организации фестиваля исторической реконструкции «Пламя Аркаима», проведение для детей и подростков мастер-классов, написание проекта для губернаторского гранта. Незабываемым событием стало участие осенью 2022 года в межуниверситетской студенческой экспедиции «Великий Сибирский путь: побеждая пространство и сотворяя историю». Экспедиция была организована по маршруту исторической Транссибирской магистрали: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток. По итогам экспедиции мы разработали собственный проект по истории Транссиба в рамках музейной выставки на основе обработки собранного архивного материала.
– Основной вопрос абитуриентов 2023 года: кем они смогут работать после окончания вуза по данному направлению?
– Проблем с трудоустройством выпускников нашей кафедры не возникает. После бакалавриата историки работают в музеях, архивах, учреждениях культуры, краеведческих центрах, образовательных учреждениях, туристических компаниях... Я, например, работаю в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история». После магистратуры многие выпускники уходят работать в школы и сузы, особо увлеченные начинают серьезную научную карьеру, поступая в аспирантуру или научные учреждения.