Выпускники ЮУрГУ: выдающиеся выпускники-историки

Продолжаем знакомство с выдающимися выпускникам Южно-Уральского государственного университета. На этот раз о своем студенчестве и карьере рассказал выпускник кафедры «Отечественная и зарубежная история» Института медиа и социально-гуманитарных наук 2011 года Денис Кузнецов – руководитель проектов мультимедийного исторического парка «Россия – моя история».

– Расскажите, пожалуйста, как вы выбрали профессию?

– В 2007 году меня приняли на бюджетной основе на исторический факультет. Можно сказать, что это не я выбрал ЮУрГУ, а ЮУрГУ выбрал меня. Однако с вузом я познакомился еще в школе. В 11-м классе записался и посещал факультативы по истории в ЮУрГУ доцента исторической кафедры Олега Кривоногова, могу его назвать своим первым настоящим учителем. Почему выбрал именно такую специальность? Это из юношества, когда четко понимаешь, что осознание исторических процессов не делает тебя историком, но очень хочется им быть. Словом, всегда любил эту науку, поступил на специальность «История» и продолжаю заниматься ее изучением.

– Какие моменты обучения вам больше всего запомнились?

– Помню, как на одной из первых пар на первом курсе доктор исторических наук, профессор Игорь Сибиряков сказал о том, что великих денег мы с этой специальностью не заработаем никогда, но получим огромное удовольствие от процесса изучения. Наверное, эти слова можно считать лейтмотивом всего времени, проведенного в ЮУрГУ. С трудом давались первые курсы, хотелось откровенно «валять дурака». Со скрипом давались и сдавались непрофильные предметы, как и все, ходил на пересдачи и перезачеты. С огромным удовольствием посещал занятия доктора исторических наук, профессора Виктора Балакина, который научил меня мыслить «по-исторически».

– В какой момент вы поняли, что не зря выбрали эту специальность?

– У каждого студента рано или поздно происходит «инсайт», после которого он либо переходит Рубикон своей специальности и становится ее частью, либо остается со своими сомнениями и выбирает что-то другое. Я свой Рубикон перешел в начале собственного пути в ЮУрГУ, но настоящее осознание пришло к третьему курсу, когда начали преподавать реальные, осязаемые исторические дисциплины, такие как «историография» и «источниковедение». Тут поднимается вопрос не «сдашь/не сдашь», а «заинтересован/не заинтересован». Эти дисциплины являются плотью и кровью исторической науки, без их понимания нельзя стать историком. Начинаешь машинально мыслить не датами и событиями, а историческими подходами на заявленные даты и события, разбираешься в первоисточниках, выявляешь причинно-следственные связи. Так что если не нравится – не ешь, а если нравится, то будь уверен, что это тебе по зубам. Тогда и понял, что обратной дороги нет, надо все осилить.

– Как вы для себя определяете, что такое историческое образование?

– Историческое образование – это гуманитарная база для любой профессии. Историк – это «штучный товар», специалист, который имеет аналитическое и критическое мышление, он нужен во всех отраслях. Не зря Марк Туллий Цицерон считал, что «Historia magistra vitae» (история – учитель жизни), ведь действительно эта аксиома актуальна и по сей день. Разбираться в исторических процессах, находить закономерности в глубине веков, которые имеют отражение в сегодняшнем дне, может только профессиональный историк, не говоря уже о том, что если проникнуться этой профессией, то можно получить истинное удовольствие от познания нового, того, что многим не доступно, но лежит на поверхности, на страницах пыльных книг. Истории нужны историки, те, кто погрузится в удивительный мир источниковедения, историографии, вгрызется в архивы и раскопает древние города, расширит границы нашего знания о мире. Кафедра истории ЮУрГУ дала мне фундаментальные знания, которыми в своей профессии я пользуюсь каждый день.

– Кем вы работаете сейчас?

– Музей – это удивительное современное живое культурное пространство, в нем ты себя можешь реализовать с совершенно неожиданной стороны. К мультимедийному историческому парку «Россия – моя история», где я сейчас руковожу проектами, это относится в полной мере. То, чему я научился в альма-матер, не просто пригодилось, а используется «на максималках» ежедневно и ежечасно. ЮУрГУ дал мне фундамент знаний, а музей кирпичик за кирпичиком каждый день достраивает этот дом. И даже не так важно, чем конкретно я занят, будь то разработка концепции выставки, проведение экскурсии или написание научной статьи. Везде со мной фундамент знаний, заложенных именно в ЮУрГУ.

– Чему вас научил университет? За что вы ему благодарны?

– Университет дал мне фундаментальные знания, основу, на которую в последующем были нанизаны необходимые для жизни навыки и умения. Для кого-то достаточно школы, для кого-то вуза, кому-то не хватает целой жизни, чтобы идентифицировать себя в мире. Для меня ЮУрГУ – одна из остановок, но без нее поезд дальше бы не двинулся. Я благодарен всем своим учителям.

 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.