В рамках акции «Научный полк» и в преддверии грядущего 80-летия университета продолжаем публиковать цикл материалов, посвящённых выдающимся учёным – участникам Великой Отечественной войны, а также значимым вехам истории ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ.
…Сталинградская битва – символ несокрушимости нашей Родины, величия русского духа. В нашем вузе трудилось немало участников этого великого сражения. В их рядах и ныне покойный ветеран Великой Отечественной войны, кандидат технических наук Владимир Павлович Яшуков, награждённый, в частности, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Он родился 24 января 1924 года в Копейске. В 1941-м поступил в Уральский политехнический институт (позднее вуз вошёл в состав Уральского федерального университета). Когда началась война, В.П. Яшукова вместе с другими студентами пригласили в райком комсомола и предложили учиться на курсах радистов. Все, конечно, согласились. Там же, в Свердловске (ныне Екатеринбург) его призвали в армию. А дальше – фронтовая жизнь. Впрочем, лучше приведу слова ветерана, с которым мне посчастливилось общаться в 2009 и 2010 годах.
– Во время Великой Отечественной войны, – вспоминал Владимир Павлович, – я окончил курсы радиотелеграфистов и связистов, был зачислен в 47-й гвардейский миномётный полк «катюш». Воевал радистом, связистом. В марте 1942-го направили нас на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы. Шли тяжёлые бои, мешали бездорожье и болота, не хватало продуктов и боеприпасов. На марше «катюши» вязли, приходилось стелить гати, машины буксировали друг друга. Полк нёс потери – люди гибли от вражеских бомбёжек и артобстрелов. В июне 1942-го нас направили на переформирование. И снова на фронт, теперь уже под Сталинград – его проехали примерно 18 июля, отчётливо помню, что город был ещё цел. Сильные бомбардировки начались позднее, в августе. При отступлении мы видели, что город сильно разрушен. Помню такой эпизод: когда отходили, столкнулись с вражеской разведкой – произошёл короткий бой, фашисты рванули прочь; к счастью, у нас потерь в тот раз не было.
Шли бои в районе станицы Цимлянской, Калача, за переправу через Дон. Нам было приказано нанести удар по сильной группировке вражеских войск. Ранним утром три полка гвардейских миномётов открыли огонь по противнику. А в каждом полку – 24 установки, каждая посылает по 16 снарядов. Зрелище страшное и завораживающее одновременно, словами не опишешь.
Мы отходили к Дону. На марше нас бомбили и обстреливали. Отходили с потерями. У некоторых машин отказала ходовая часть – установки пришлось взорвать, чтобы не попали в руки врагу: «катюши» были секретным оружием. Мост через Дон разрушила авиация противника, мы начали наводить переправу – строили плоты, для чего разбирали бревенчатые дома, брошенные жителями. За Сталинград шли ожесточенные бои. Отчётливо помню, как горела нефть, разлившаяся по Волге из разбомбленного нефтехранилища. Бомбардировки жуткие, Сталинград полностью в руинах, наши войска несли тяжёлые потери.
По приказу командования мы много раз наносили удары по скоплениям вражеской техники и живой силы. Команда «По машинам!» – и выдвигаемся на позиции. Хотя я был связистом, но помогал боевым расчётам заряжать «катюши», ставить реактивные снаряды на направляющие. Личному составу команда – «В укрытие!»: возле гвардейских миномётов во время стрельбы находиться опасно. Прятались в окопах или в оврагах. В кабине – только командир орудия и водитель. Давали залп – и скорей снова по машинам. Ведь когда «катюши» стреляют, они сами себя демаскируют: днём долго виден столб дыма, ночью – пламя. Нас засекали, открывали ответную стрельбу. Но мы уже успевали отъехать, поэтому доставалось тому месту, откуда мы только что вели огонь.
И вот в ноябре 1942 года – долгожданное наступление. К нему готовились тщательно – это чувствовалось во всём.
Помню, подняли нас рано, часов в шесть утра. Авиация нанесла удар по врагу, мощный артиллерийский обстрел – и наши войска пошли вперёд. Сложно описать чувства, которые мы тогда испытывали – конечно, были радость и гордость!
Второго февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась полным разгромом фашистских войск и пленением генерал-фельдмаршала Паулюса.
В наградном листе указано: Яшуков Владимир Павлович – 1924 года рождения, русский, член ВЛКСМ, гвардии ефрейтор, радиотелеграфист РС5 штаба батареи Опергруппы ГМЧ ЮФ в Красной Армии с 1941 года, воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Южном фронтах. Ранее награждался медалью «За оборону Сталинграда», знаком «Отличный связист». «В период с 17 июля по 5 августа 1943 года, когда наши части вели упорные наступательные бои в районе Донбасса, гвардии ефрейтор Яшуков Владимир Павлович, работая в радиосети Опергруппы ГМЧ из четырёх радиостанций, обеспечил бесперебойную работу рации, принимал и передавал всю боевую корреспонденцию без замедления и чётко, чем способствовал Штабу Опергруппы ГМЧ руководить боевыми действиями гвардейских миномётных частей, снабжать их своевременно боеприпасами и горючим. Достоин правительственной награды – медали “За боевые заслуги”».
После Победы В.П. Яшуков вернулся в Уральский политехнический институт, который окончил в 1951-м. По распределению работал на заводе в Каспийске (Дагестанская АССР). В 1954-м пришёл в Челябинский политехнический институт, на кафедру деталей машин. С 1954 по 1997 год трудился в нашем вузе, был заместителем декана механико-технологического факультета, три года занимал пост проректора по вечернему и заочному образованию; входил в партком, возглавлял местком ЧПИ. Увлекался несколькими видами спорта, пропагандировал физическую культуру, здоровый образ жизни.
До последних дней жизни фронтовик вёл общественную работу, вместе с другими ветеранами делал многое, чтобы увековечить память о Великой Отечественной войне.
16 мая 2010 года участник Великой Отечественной войны Владимир Павлович Яшуков скончался. Вечная память!