В рамках акции «Научный полк» и в преддверии грядущего 80-летия университета продолжаем публиковать цикл материалов, посвящённых выдающимся учёным – участникам Великой Отечественной войны, а также значимым вехам истории ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ.
Великое поколение Победителей уходит. Никого уже не осталось из тех фронтовиков – преподавателей и сотрудников ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ, чьи имена и биографии можно найти в университетских книгах.
Мне повезло записать воспоминания ветерана ЮУрГУ, участника Великой Отечественной войны, кандидата технических наук, профессора кафедры электромеханики и электромеханических систем энергетического факультета Владимира Александровича Лифанова (1922–2011), чьи заслуги перед Родиной отмечены, в частности, орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Ленинграда».
– Родился я 18 марта 1922 года в селе Танайково Горьковской области. В 1940 году, после окончания средней школы, меня призвали в армию, а точнее – в Военно-Морской флот, – рассказывал Владимир Александрович. – Осенью 1940-го я попал в Кронштадт и был зачислен в электромеханическую школу Краснознамённого Балтийского флота. До июня 1941-го проходил подготовку в этой школе – для службы на кораблях в качестве электрика. Началась война. В августе 1941 года был совершён переход Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Осуществлялся он в очень тяжёлых условиях: сверху на наши корабли непрерывно сыпались немецкие бомбы, снизу атаковали вражеские подводные лодки. Хотя основным силам Краснознамённого Балтийского флота во главе с крейсером «Киров» удалось пробиться к Кронштадту, но некоторые корабли были потоплены, погибли и моряки, и гражданские, эвакуировавшиеся из Таллина.
Враг тем временем вплотную подошёл к Ленинграду. Город нужно было отстаивать всеми силами и средствами. Из военных моряков, в том числе тех, кто прибыл из Таллина, стали срочно формировать бригады морской пехоты для защиты Северной столицы. В одну из таких бригад – седьмую – был зачислен и я и в её составе направлен на Ленинградский фронт, в район Колпино. Служил связистом в отдельном артиллерийском дивизионе, приданном этой бригаде.
В ноябре – декабре 1941 года обстановка была самой тяжёлой. Враг рвался к Москве. Фашистские войска замкнули кольцо вокруг Ленинграда. В этой ситуации Ленинградский фронт не только не мог рассчитывать на эффективную помощь, но и своими действиями должен был сковывать силы противника, чтобы не давать немцам перебрасывать силы к Москве. Поэтому наши войска под Ленинградом не только оборонялись, но и на ряде участков вели наступательные бои.
В одной из таких операций участвовал и я… был ранен осколком снаряда в голень левой ноги. Превозмогая боль, дополз до командного пункта и доложил о выполнении приказа. Санитары меня вывезли на санках на перевязочный пункт. Здесь мне сделали перевязку и вечером отправили в Ленинград, в госпиталь.
В мае 1942 года в этот батальон прибыл командир плавучего дока № 508 – и меня включили в список его пополнения: там нужны были электрики. Надо сказать, что это плавсредство имело первостепенное значение. Дело в том, что все сухие доки разрушил враг, а в ходе боевых действий военные корабли выходили из строя – и их нужно было срочно восстанавливать. Плавучий док № 508 обеспечивал ремонт кораблей. Фашисты охотились за ним. Достаточно сказать, что в день моего прибытия противник подверг ожесточённому артобстрелу и бомбардировке Балтийский завод, где в то время стоял плавдок. В результате тот получил две больших пробоины и стал крениться. В этих условиях необходимо было организовать спасение дока и находящегося в нём эскадренного миноносца «Свирепый». Я принимал непосредственное участие в этой операции. После перевода дока в другое место начались срочные восстановительные работы. Это было ответственное боевое задание, которое шло под непосредственным наблюдением командования флота. Трудились не покладая рук, дни и ночи. Задачу выполнили в срок, в результате был обеспечен ремонт наших эсминцев и подводных лодок.
В наградном листе указано, что Владимир Александрович Лифанов представлен к ордену Красной Звезды: «За самоотверженность и мужество, проявленное при спасении дока под артобстрелом и бомбёжкой противника, за самоотверженную работу по восстановлению дока и подготовку к действию, за быстрое и чёткое выполнение заданий командования по ремонту и докованию боевых кораблей».
Завершив войну в звании старшины 1-й статьи, после Победы В.А. Лифанов с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт. Остался в альма-матер на кафедре электрических машин, а с июля 1952 по февраль 1956 года учился в аспирантуре. В феврале того же года защитил кандидатскую диссертацию, получил учёное звание доцента. По направлению в апреле 1956-го прибыл в Челябинский политехнический институт. Принимал активное участие в становлении кафедры электрических машин ЧПИ. Владимир Александрович Лифанов дважды заведовал этой кафедрой, впоследствии переименованной в кафедру электромеханики и электромеханических машин: в 1958–1975 и 1980–1990 годах. В декабре 1979-го утверждён Высшей аттестационной комиссией в учёном звании профессора.
Под руководством В.А. Лифанова на кафедре начала формироваться научная школа по направлению «Теория и методы проектирования электрических машин систем автоматики». Первые научные работы были посвящены исследованию вибрационного состояния и разработке методов расчёта существующих конструкций электродвигателей для гироскопических приборов. Владимир Александрович был автором более ста научных публикаций, на его разработки получены авторские свидетельства.