Научные сотрудники лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ЮУрГУ проводят исследование на выявление психологических и ценностных ориентировок, наиболее значимых на разных этапах кросс-культурной адаптации студентов. Запланированная модель прогноза успешности кросс-культурной адаптации поможет с оказанием персонифицированной поддержки для отдельных студентов в наиболее трудные для них моменты. Проект осуществляется в рамках стратегического проекта «Экосреда постиндустриальной агломерации».
Современные университеты – среда, где встречаются и взаимодействуют друг с другом носители и представители разных культур. ЮУрГУ – это наглядный пример подобного поликультурного вектора. Ежегодно к нам поступает множество абитуриентов с разных концов света, и обучение студентов нередко проходит в межнациональных группах, в которых им необходимо адаптироваться.
«Ядро культурной адаптации включает в себя идентичность человека, основанную на ценностях, нормах поведения, эмоциональном переживании и толерантности к культурному разнообразию. В то же время существующие кросс-культурные исследования указывают на то, что ценности у представителей разных культур отличаются. А значит, достижение цели исследования требует от нас тщательного изучения ценностей и культурных особенностей», – объясняет Евгений Колтунов, сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности».
Уникальными аспектами исследования являются изучение особенностей процесса адаптации иностранных и российских студентов в условиях совместного обучения. Ученые ЮУрГУ занимаются поиском психологических ресурсов, способствующих преодолению культурного шока и ускоряющих процесс адаптации, личностного роста, эффективного обучения в поликультурной среде.
Результатом исследования будет выявление ключевых аспектов адаптации и аккультурации студентов, что поможет достижению более высокой эффективности как в их социокультурной адаптации, так и в обучении.
«Также в планах находится разработка методического руководства для центров культурной адаптации вузов. Рассматривается возможность разработки методики, учитывающей региональную специфику в контексте адаптации. Подобная методика позволит решить вопрос социокультурной адаптации в регионах», – рассказывает Евгений Колтунов.
Евгений Колтунов работает консультантом в Центре социокультурной адаптации ЮУрГУ для иностранных студентов, поэтому его персональный опыт позволяет говорить об актуальности подобных исследований.
Лаборатория «Психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности» обладает богатым арсеналом психодиагностических методик. Они позволяют одинаково успешно работать с представителями разных культур. Методики включают как тесты закрытого типа, так и проективные методы, средства психофизиологической диагностики с использованием прибора «Активациометр 9К». Такой комплексный подход позволяет производить оценку психофизиологических параметров, осуществлять анализ на индивидуально-психологическом, социальном и культурном уровнях.
Авторы выражают благодарность профессорско-преподавательскому составу Института лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета и лично профессору Елене Харченко за помощь в организации и проведении исследования.
Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
Читайте нас: