Ежегодно 24 мая в России празднуется День славянской письменности и культуры. Он напрямую связан с именами святых Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку в 863 году. О предпосылках создания, истоках, письменных памятниках славянского алфавита, а также перспективах развития письма и речи рассказал доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета, кандидат филологических наук, языковед, преподаватель и переводчик с польского языка Денис Пелихов.
— Денис Александрович, расскажите, что стало предпосылкой для создания славянской азбуки?
— Основной предпосылкой были причины политического характера. В IX-X вв. на территории современной Чехии, Словакии, Венгрии, южной Польши, западной Украины и восточной Германии существовало большое славянское государство — Великая Моравия. Основным его противником было Восточно-Франкское королевство. Чтобы уменьшить влияние своего врага на западе и устранить угрозу раздела государства, великоморавский князь Ростислав просит папу Римского Николая I дать ему учителей для обучения моравских священников вместо баварских. Не получив поддержки со стороны Рима, Ростислав отправляет посольство в Константинополь. Император Михаил не отказывает в помощи и посылает в Моравию братьев Константина (в монашестве — Кирилла) и Мефодия, которые вместе со своими учениками создают новую азбуку для записи славянской речи и переводят на славянский язык богослужебные книги, создавая вместе с тем и нормы этого языка, который впоследствии будет назван старославянским. Он стал первым письменным языком славян и оказал сильное влияние на все славянские языки, в том числе и на русский.
— Каковы истоки славянской письменности?
— Если говорить о графическом облике букв, то нужно прежде всего понять, о каком алфавите мы ведём речь. Дело в том, что существуют две славянские азбуки — глаголица и кириллица. Какую из них создал Кирилл, достоверно не известно. Большинство учёных сходится на том, что примерно в 863 году св. Кирилл создал именно глаголицу, кириллица же, к которой восходит современный русский алфавит, а также алфавиты многих других народов, была создана уже значительно позже предположительно Климентом Охридским на основе греческого торжественного унциального письма. Не обошлось и без влияния других алфавитных традиций: буква «Ш», к примеру, пришла к нам из еврейской азбуки. А есть и уникальные алфавитные знаки — «Б», «Ж» или «Я».
— Что из письменных памятников дошло до наших дней?
— С древних времён сохранилось достаточно много памятников письменности. Среди них надгробная надпись болгарского царя Самуила, сделанная на могиле его родственников (993 год), Новгородская псалтирь — найденная лишь в 2000-м году древнейшая книга Руси. Как предполагают учёные, эта деревянная книга с восковыми страницами на несколько десятилетий старше Остромирова Евангелия, до недавнего времени считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания (1056-1057 годы). Существует и ряд других древних книг преимущественно религиозного содержания. Мне же хочется сказать о других памятниках письменности, которые показывают, что культура письма на Руси находилась на достаточно высоком уровне: читать и писать умели не только монахи, но и простые люди. Это доказывают ежегодно обнаруживаемые при раскопках древнерусские берестяные грамоты. Эти письма из далёкого прошлого продолжают идти к нам, рассказывая об особенностях общественной жизни и быта Древней Руси и ставя перед исследователями всё новые задачи, связанные с их расшифровкой.
— Можем ли мы сейчас, в XXI веке, обнаружить на письме или в устной речи следы каких-либо языковых явлений, процессов, которые имеют многовековую историю?
— Конечно, можем. К примеру, всем нам хорошо известно правописание суффиксов «-ик» и «-ек» в таких словах, как «ключик» и «замочек» (многим это правило знакомо по мультфильму «В стране невыученных уроков»): если при изменении слова гласный сохраняется, то в суффиксе пишется буква «И» («ключик — ключика»), а если исчезает, то следует писать «Е» («замочек — замочка»). Беглость гласного «Е» в слове «замочек» и во многих других словах русского языка стала рефлексом процесса падения редуцированных гласных — весьма архаичного фонетического явления, которое происходило в древнерусском языке примерно в XII веке и заключалось в том, что особые гласные «Ь» и «Ъ» в слабых позициях утрачивались (то есть становились «беглыми»), а в сильных переходили в «Е» и «О» соответственно. И во многих других школьных правилах русского языка и исключениях из них мы можем увидеть следы древних языковых явлений, ибо всё, что есть в русском языке, — результат многовековой истории его развития.
— Почему этот праздник не потерял своей актуальности в век современных технологий?
— Думаю, прежде всего потому, что это один из тех праздников, которые подчёркивают нашу самоидентификацию, ибо в первую очередь именно язык и письмо объединяют нацию. Мы можем жить в разных точках земли, исповедовать отличные друг от друга религиозные или политические взгляды, но выражаем мы свои мысли на одном языке, и это нас объединяет. Анатоль Франс говорил, что словарь — это «вселенная в алфавитном порядке». У каждого языка и его носителей своя вселенная, письменность же позволяет нам сохранить облик этой вселенной для наших потомков. А потому праздник славянской письменности не потеряет своей актуальности до тех пор, пока будет живо наше культурное самосознание.
— Какие, на ваш взгляд, изменения будет претерпевать язык и письмо в дальнейшем?
— Я уверен, что русский язык и русская письменность будут так же активно функционировать, как и сейчас, во всех сферах нашей жизни. Мы продолжим говорить и писать на нём — грамотно или с ошибками — в школьных и студенческих тетрадях, в мессенджерах и чатах. Русский язык по-прежнему будет изучаться в школе, на нём будут создаваться произведения художественной литературы. В наш язык будут входить новые слова и обороты. Кого-то эти слова будут раздражать, кто-то, напротив, станет активно использовать их в своей речи. Иными словами, русский язык, по выражению классика, будет оставаться живым, как жизнь, а мы будем им гордиться.