Увидеть сотни интереснейших экспонатов: образцов горных пород и минералов, окаменелостей, изделий из камня можно в учебном геологическом музее ЮУрГУ, которым заведует кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Таранина.
– Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, как в вузе появился геологический музей?
– Свою историю он ведёт от учебного геологического кабинета, который был создан для проведения лабораторных работ на кафедре строительных материалов ещё в Челябинском политехническом институте, на инженерно-строительном факультете. Первые учебные коллекции были закуплены в Свердловске (ныне Екатеринбург). Основной же массив музейных образцов собран преподавателями и студентами этой кафедры в ходе учебных полевых геологических практик. Студенты – очники и заочники – во время практик ездили и посещали значимые геологические объекты не только на Урале, но и по всей нашей стране, собирали материалы и сдавали оформленные коллекции. Уже в 1970-х кабинет имел богатое собрание образцов.
Коллекции были сохранены и систематизированы в учебной геологической лаборатории на кафедре строительных материалов преподавателями геологии, которые работали в то время, – это, в частности, Сергей Костылев, Валентина Зорина, Анна Речкалова.
Собрать непросто, а утратить легко: настало время – и люди, занимавшиеся геологическим кабинетом, ушли на пенсию. Хранить коллекцию стало некому. Тогда профессор Борис Трофимов, в ту пору возглавлявший кафедру строительных материалов, пригласил меня. А инициатива создать на основе кабинета именно музей, доступный для всех, принадлежала Александру Шестакову, в то время ректору Южно-Уральского госуниверситета. Закипела работа. Нужно было продумать концепцию музейной экспозиции, систематизировать, перенести из одного корпуса в другой, промыть все имеющиеся экспонаты, сделать к ним соответствующие подписи, подготовить нужные таблицы, схемы, рисунки, заказать мебель, потом разместить все экспонаты правильно, в соответствии с концепцией. Конечно, одной мне было бы не справиться, помогали волонтёры – студенты архитектурно-строительного и физико-металлургического факультетов – в рамках учебной практики, а также инженер нашей кафедры Сергей Кожухов. Музей был открыт 12 апреля 2010 года. Основная цель его создания – совершенствовать и интенсифицировать учебный процесс по геологическим дисциплинам через патриотическое и гражданское воспитание студентов и в целом учащейся молодёжи на примере демонстрации уникальных природных богатств и красот родного края, используя при этом системный научный подход и раскрывая единство основных законов и закономерностей развития природы, в частности недр Земли, и развития человечества. Задачи музея заключаются также в пропаганде и популяризации геологических знаний среди населения, а также формировании культурной и экологически грамотной личности. В экспозиции музея представлены образцы, специально отобранные для будущих специалистов разных профессий: строителей, металлургов, материаловедов, химиков, экологов...
Музейные экскурсии, когда посетители видят яркие и запоминающиеся экспонаты, расположенные в определённом порядке для решения отдельных задач, слышат содержательные и обобщающие объяснения гида, играют важную роль в образовании студентов, формируя у них научное мировоззрение и конкретные профессиональные компетенции. Будущие строители видят всё разнообразие горных пород и грунтов, характерных для Урала, который отличается от соседних территорий более сложным геологическим строением, влияющим на проведение строительных работ, понимают, на чём им придётся возводить здания и сооружения, осознают роль инженерно-геологических изысканий в обеспечении надёжного освоения территорий и строительства.
Будущие металлурги и специалисты по современным материалам знакомятся с природными образцами руд, особенностями их состава, строения и залегания в земной коре, имеют возможность задуматься об уникальности каждого месторождения полезных ископаемых и осознать роль геолого-минералогических исследований в развитии металлургии и создании современных материалов. Экологи, разумеется, должны знать всё об окружающей среде, в том числе и о минералах, горных породах и месторождениях полезных ископаемых.
К сожалению, из-за перехода на Болонскую систему были сокращены часы по разным дисциплинам. Поэтому соответствующие знания по геологии приходится давать в сконцентрированном виде, акцентируя внимание на том, что необходимо при изучении последующих дисциплин и дальнейшей работе выпускников. И учебный геологический музей является той площадкой, на которой студенты дополнительно во время экскурсий и при выполнении самостоятельных работ закрепляют полученные на учебных занятиях знания и навыки по геологии, соединяя их в стройное понятное представление о недрах Земли. Необходимые для самостоятельной работы материалы, в том числе систематизированный каталог, отдельные фото, схемы, выложены в Сеть и доступны студентам.
Первоначально музей входил в структуру архитектурно-строительного факультета, но в дальнейшем, вместе с музеем истории вуза, стал частью музейно-образовательного комплекса ЮУрГУ, который возглавляет Надежда Иванова.
– Пожалуйста, расскажите, как вы пришли в специальность.
– В геологии я с десяти лет, то есть со школьной поры. Значит, более полувека! Мне очень повезло с учителями. С советского времени в нашей стране существовало и существует до сих пор юношеское геологическое движение. Мне посчастливилось в нём участвовать. Сама я родом из Сатки, где было открыто крупнейшее в мире месторождение магнезита – а это сырьё для огнеупоров, без которых, например, немыслимо возведение доменных печей. Кроме того, рядом город Бакал, в котором находится одно из старейших горных предприятий Урала по добыче железных руд: бурых железняков и сидерита. А у нас был замечательный руководитель геологического кружка Владимир Юровский. Он окончил Челябинский пединститут и, будучи учителем истории, создал во Дворце пионеров и школьников в Сатке кружок юных геологов, в котором изучались основы всех геологических дисциплин, необходимых для проведения полевых геологоразведочных работ. Вероятно, Владимир Иванович тщательно готовился к проведению занятий кружка и осваивал основы геологии вместе с нами. Школьники выполняли работы по заданиям Бакальской геологоразведочной партии, летом участвовали в экспедициях, проводили, в частности, радиометрическую, магнитную, гидрогеологическую съёмку, по результатам которых составляли отчёты. В 1975–1976 годах юные геологи под руководством Владимира Юровского открыли на территории Катав-Ивановского района месторождение поделочного и облицовочного строматолитового известняка, которому дали название «лемезит». Владимир Иванович был и участником наших экспедиций, и их организатором, учил вести полевые дневники и работать с горным компасом, прививал нам любовь к геологии и родному краю. Для открытия месторождения полезного ископаемого требуются многолетние работы, опытные специалисты-геологи, которых надо воспитывать – причём начиная со школьной скамьи. Этим Владимир Иванович и занимался, а кроме того, научил участников экспедиций многим практическим навыкам совместной работы.
Для меня, когда пришло время решать, кем быть, ответ был очевиден – геологом. Поэтому я выбрала Московский государственный университет, геологический факультет. В школе у нас были очень хорошие учителя, в том числе, например, по химии. Так что мне даже особой подготовки не требовалось, чтобы сдать экзамены: поступила с первого раза. Учиться было интересно, например, моя первая производственная практика была в районе Норильска, вторая дипломная – в Приморском крае, в районе полиметаллических месторождений, где проводилась доразведка. Полученные у Владимира Ивановича практические умения и навыки использования горного компаса и молотка очень пригодились. Нам передавали свои знания и опыт такие учёные, как, например, академик Владимир Смирнов – он возглавлял кафедру геологии и геохимии полезных ископаемых геологического факультета МГУ, которую я окончила. После университета поступила в аспирантуру – в Институт геологии филиала Академии наук СССР в Сыктывкаре, в Республике Коми. Научный руководитель, академик Николай Юшкин, чётко сформулировал цели и задачи моей работы, а в институте были созданы все условия для проведения экспедиционных работ за Полярным кругом, а также разнообразных лабораторных и экспериментальных исследований полевых материалов. В 1983 году в Московском геологоразведочном институте защитила кандидатскую диссертацию по месторождениям и проявлениям барита – сырья, прежде всего, для бурения скважин по добыче нефти и газа – Полярного Урала и Пай-Хоя. Вернулась на малую родину и пришла работать в Челябинский педагогический институт, на кафедру физической географии. Преподавала до 2008 года. А потом, будучи доцентом с 20-летним стажем, по приглашению заведующего кафедрой строительных материалов Бориса Трофимова перешла работать в ЮУрГУ, прежде всего – для создания учебного геологического музея, на должность учебного мастера кафедры, совмещая её с преподаванием геологии.
– Каковы основные задачи музея?
– Первая функция – учебно-образовательная, о чём я уже говорила выше: знания по геологии нужны будущим строителям, химикам, металлургам, экологам, и даже юристам и экономистам. Взять, хотя бы, золотодобычу. В тонне золотоносной руды содержится всего от одного до десяти граммов золота. А теперь посчитайте, сколько нужно переработать руды и пустых пород, чтобы добыть тонну драгоценного металла. С медью похожая ситуация: её содержание в одной тонне медной руды – от пяти до 30 килограммов меди. При этом руда лежит в пустых горных породах, которые тоже надо извлечь из недр Земли при добыче. То есть, чтобы наладить рентабельное промышленное производство, запасы должны исчисляться миллионами тонн! Вот для этого-то и нужна геологоразведка. Если нет достаточных запасов руды, невыгодно начинать добычу и производство. Студентам, да и всем остальным людям, которые работают на горнодобывающих и других предприятиях, следует понимать, что разведка, добыча, переработка и использование полезных ископаемых представляют собой сложный технологический процесс, в который вовлечены многие специалисты. И это замечательно, что наша страна, и Урал в частности, обладают разнообразными минеральными и энергетическими ресурсами, которые позволяют нам жить суверенно и обеспечивать людей конкретной работой.
Вторая задача музея – научная: у нас собрана богатая коллекция, которую мы продолжаем изучать, систематизировать и оформлять в зависимости от возникающих задач и проводимых мероприятий. Кроме того, учёные и аспиранты университета – например, специалисты по материаловедению, археологи – периодически обращаются за консультациями по различным геологическим вопросам, в частности диагностике горных пород, из которых изготовлены каменные орудия труда и другие находки. Большую работу проводим со школами области: ежегодно готовим областные команды школьников на всероссийские олимпиады по географии, помогая разобраться с геологическими вопросами, консультируем по проектам и работам в рамках НОУ, рецензируем работы и учёных, и школьников.
Третья функция – просветительская: популяризация геологических знаний. С этой целью проводятся экскурсии для людей разного возраста – от школьников до пенсионеров. На них бывают студенты, преподаватели и сотрудники университета – периодически организуем экскурсии для целых подразделений. С большим интересом посещают музей слушатели общества «Знание», преимущественно пенсионеры, которые узнают много полезного о минералах, горных породах, их свойствах. В год бывает примерно сто экскурсий и их посещают в целом около тысячи человек. Для нашего маленького музея это много. Взаимодействуем с различными геологическими кружками – с Центром детского творчества Курчатовского района, с Дворцом пионеров и школьников на Алом Поле, с организаторами областных и региональных геологических олимпиад. Приятно, что некоторыми кружками руководят мои выпускники – учителя географии, окончившие пединститут.
Люди приходят к нам и видят не просто красивые камни в витринах. Каждый образец имеет свою характеристику, изложенную на этикетке, которая включает подпись – его название, химическую формулу для минералов или отличительные свойства для горных пород или руд, места, где они были найдены. Выставленные экспонаты сопровождаются также наглядными таблицами, схемами, диаграммами и рисунками, поясняющими их отличительные особенности и значение. Вот геологическая карта Челябинской области. А эта таблица – шкала геологического времени, с изображениями доисторических животных, живших в разные эпохи. Конечно, во время экскурсий сообщаем интересные факты. Например, закономерности распределения химических элементов и минералов в земной коре. Дело в том, что в ней преобладают кислород и кремний – в сумме более 75 процентов, а также довольно много железа, алюминия, кальция, калия, магния, натрия – в общей сложности эти восемь элементов составляют более 98 процентов массы земной коры. Но вот всех остальных химических элементов и содержащих их минералов мало. Соответственно, найти и добыть их тяжело, поскольку минеральные зёрна-индивиды размером в среднем около миллиметра находятся в очень тесных срастаниях. Богатые руды рождаются при особых геологических условиях. Каждое месторождение полезного ископаемого – уникальное образование, для открытия которого геологи трудятся десятилетиями.
Знакомство с краеведческой экспозицией, с историей открытия и изучения новых минералов и горных пород на Урале формирует у студентов интерес и любовь к родной земле, к людям – первооткрывателям богатств региона, воспитывает их на позитивных жизненных примерах геологов.
– Коллекция пополняется? Если да, то как?
– Да, время от времени пополняется. Коллекцию южноуральских яшм подарил музею коллекционер и единомышленник Сергей Колесниченко; кости мамонтов – спелеолог-археолог Владимир Юрин, уникальные образцы с Кольского полуострова – возглавлявшая Дом учёных в Челябинске Татьяна Чернобривец. Интересную и разнообразную коллекцию чароита, разных турмалинов, гранатов и других минералов со всех регионов России передала нам учитель одной из челябинских школ Альбина Синельникова, которая многие годы руководила геологическим кружком и получила перечисленные редкие образцы от своих бывших учеников, в том числе геологов. Порой что-то дарят преподаватели и сотрудники, в частности, бывший декан архитектурно-строительного факультета Владимир Спасибожко – современные кораллы из Майами. Кроме того, коллекция музея продолжала пополняться в результате взаимодействия с другими музеями и иными подразделениями университета: часть экспонатов передана музеем истории ЮУрГУ – это подарки, преподнесённые вузу, но тематически они больше подходят для нашей экспозиции. Раньше, как я уже говорила, коллекция пополнялась за счёт находок во время учебных полевых практик, когда совершались экскурсии на горнодобывающие предприятия и другие объекты и земельные ресурсы были государственными.
– Сколько экспонатов в коллекции музея, и какие из них самые интересные?
– У нас выставлено примерно 1300 экспонатов, имеется ещё запасной фонд. В витринах представлены образцы горных пород и важнейших породообразующих минералов, рудных минералов, металлических, неметаллических полезных ископаемых и руд, а также окаменелостей руководящих ископаемых организмов – то есть таких, которые встречаются лишь в определённый геологический период. Кстати, в 2014/15 учебном году в музее внедрена программная система «Каталог экспонатов», разработанная в ЮУрГУ студентом факультета вычислительной математики и информатики (ныне ВШЭКН) Диланом Махмудом. Она используется для ведения каталога экспонатов учебного геологического музея, студенты прибегают к её помощи при самостоятельной подготовке к лабораторным занятиям по геологии. Какие экспонаты самые интересные, сказать сложно, так как у нас преобладают учебные образцы. Весьма любопытны сувенирные, подарочные изделия из камней. К примеру, вот эти часы с корпусом из минерала серпентинита – подарок нашему вузу от Московского государственного университета сервиса. Вот шары, выточенные из серпентинита и офиокальцита – преимущественно уральских камней. Помимо собственно изделий из камней интересны иллюстративные материалы: например, фотографии находящихся в Государственном Эрмитаже прекрасных яшмовых ваз, изготовленных уральскими мастерами в XIX веке.
Вот, видите, на столе каменная горка. Небольшая, 40 х 30 х 20 сантиметров – а в ней около сотни образцов 32 видов минералов и 10 видов горных пород, наиболее распространённых в земной коре и представленных в музее! С одной стороны горки преобладают кристаллы и друзы кварца и его разновидностей: таких как аметист, морион, горный хрусталь и цитрин; берилл и аквамарин, корунд и сапфир, турмалин, гранаты, малахит, церрусит, крокоит; с другой – образцы магнезита, магнетита, пирита, боксита, киновари и других рудных минералов. Они встречаются на Урале, и в Челябинской области в частности. Пустоты между штуфами поделочных, драгоценных и коллекционных камней заполнены порошком из измельчённого зелёного диопсида или бордового граната, между рудными минералами – чёрным магнетитом и золотистым пиритом. Горка выполнена в лучших традициях уральских камнерезов, горняков (горщиков). Проект по созданию горки и подбор образцов мы осуществляли вместе с Тамарой Михайловой – руководителем кружка юных геологов во Дворце пионеров и школьников имени Н.К. Крупской, что на Алом Поле. Тамара Фануровна занимается изготовлением разнообразных поделок из камней. Она собирала и окончательно оформляла горку.
А вот, посмотрите, целая витрина с образцами разных яшм, собранных С.В. Колесниченко на территории Урала в пределах так называемого яшмового пояса, который располагается на Тагило-Магнитогорском синклинории Уральской горно-складчатой области. В целом Урал очень богат полезными ископаемыми – это прежде всего железорудная и меднорудная провинция. У нас добывают железные, титановые, хромитовые, медные, алюминиевые, кобальт-никелевые и другие руды, а также драгоценные, поделочные, облицовочные и строительные камни. Наиболее крупные известные ещё со времён СССР месторождения качественных песков и глин находятся в Увельском районе. Некоторые минералы и горные породы впервые были обнаружены на Урале, и их названия неслучайно связаны с нашим регионом. В этой витрине – ильменит и вишневит, названные в честь соответствующих гор. Миаскит, найденный в районе Миасса в 20-х годах XIX века, кстати, первоначально диагностированный минералогом И. Менге как гранит – но в дальнейшем выяснилось, что у находки другой минеральный состав. А вот таганаит – искристая разновидность крупнокристаллического кварцита, названная в честь хребта Таганай. Есть и другие минералы, горные породы, получившие имена в честь географических объектов или геологов – исследователей Урала, например, поляковит и чесноковит – в честь минералогов В.О. Полякова и Б.В. Чеснокова, работавших в Ильменском заповеднике.
В этой витрине представлены сростки кристаллов халцедона (скрытокристаллической разновидности) разных цветов – образцы самого распространённого минерала земной коры – кварца и его разновидностей. Как показала жизнь, это самый главный минерал в истории человечества. Кремень (а это скрытокристаллический кварц – халцедон и опал) был основным материалом, из которого первобытный человек изготавливал орудия труда. Кварц и кремень остаются самыми востребованными материалами во всех современных приборах, которые применяются в том числе в ракетах и компьютерах. А вот кубики пирита, известного также под названием «золото дураков»: из-за золотистого блеска его нередко принимают за золото, хотя это сульфид железа. Вот в этой витрине – окаменелости, найденные в нашем регионе: ребро мамонта обнаружено в Нагайбакском районе, а кость шерстистого носорога – неподалёку от села Агаповка. Помимо собственно экспонатов, имеются видеоматериалы, мультимедийные презентации.
– Кто работает с экспонатами?
– В основном, я сама, но поскольку образцы бывают очень тяжёлые, в рамках учебного процесса подключаются студенты и аспиранты. Периодически за консультациями обращаются аспиранты, учёные, в том числе других вузов и научных учреждений. При создании музея я ездила на консультации в Институт минералогии в Миасс, и нам помогали специалисты в области минералогии и петрографии – в частности, Валентина и Владимир Поповы, Лариса Кабанова, Евгений Макогонов. Кстати, несколько образцов для музея нам подарили в Миассе. Сотрудничаем, например, с Институтом минералогии при Уральском отделении РАН в Миассе и с геологическим факультетом Миасского филиала ЮУрГУ. Приносят на консультацию находки, сделанные во время археологических экспедиций, делаю определение образцов. Дружим и с музеем «Народы и технологии Урала», который возглавляет Юлия Васина. Для этого музея мы подготовили и передали образцы горных пород и руд, которые использовали для оформления выставочных экспозиций, посвящённых бронзовому веку, средним векам Урала, изготовлению керамики. Помимо этого, есть взаимодействие с геологическим музеем Института геологии в Сыктывкаре, а также дистанционное общение с другими музеями России.
– Каковы перспективы развития музея?
– Я вижу перспективы в том, чтобы продолжать учебно-образовательную деятельность в музее для вновь поступающих в ЮУрГУ, чтобы привлечь к посещению музея студентов – например, будущих экономистов и юристов, информатиков, многим из которых в своей профессиональной деятельности придётся сталкиваться с какими-либо вопросами, связанными с геологией, например, подсчётом запасов полезных ископаемых или созданием геологических информационных ресурсов, продажами минеральных и энергетических ресурсов, решением юридических проблем в данной сфере. Нужно, чтобы специалисты разных областей были геологически грамотными. Например, у нас в ЮУрГУ учатся студенты из Иордании, Ливии и других стран, где геологию изучают в школе, соответственно, у них в определённой степени сформировано геологическое мышление и необходимые навыки. Важно сохранять и поддерживать в эстетичном состоянии тот фонд, который представлен в витринах музея, обновлять в них дидактические материалы и таблицы в соответствии с современными нормативными документами. Периодически мы обновляем экспозиции, демонстрируем новые образцы, в том числе из запасных фондов, и организуем тематические выставки. Считаем важной работу со школьниками и абитуриентами, перед которыми стоит выбор профессии и вуза. Конечно же, мы будем продолжать принимать гостей ЮУрГУ и всех желающих посетить музей, для того чтобы просвещать людей разных возрастов и формировать у них научную картину мира, объясняя особенности геологической истории развития Земли, изменения климата и ландшафтов, образования столь необходимых человеку природных ресурсов. Так что будем работать с учётом современных достижений науки и возникающих новых задач, хранить и пополнять коллекцию.