В Пушкинском зале ЮУрГУ состоялась презентация монографии «Московская школа в древнерусском церковно-певческом искусстве XVI – XVII вв.». Выступления профессоров кафедры теологии и искусства Института медиа и социально-гуманитарных наук Натальи Парфентьевой и Николая Парфентьева привлекли внимание ученых и студентов, общественности и тех, кто интересуется историей духовной культуры Отечества.
Монография раскрывает историю развития древнерусского музыкального искусства от творений Ивана Грозного и складывания Московской школы как творческого направления до периода проведения реформы и сближения древнерусской и европейской музыкальных теорий.
«Русское средневековое искусство всегда актуально, причем не только для наших ученых, но и для мировой научной общественности, потому что страна великая, культура великая. Ведь церковное пение как единственный вид профессионального музицирования аккумулировало вокруг себя мощные творческие силы. Даже цари были создателями церковных песнопений, ярких гимнографических текстов и распевов. Нами впервые выполнены расшифровки подлинных произведений царя Ивана Грозного», – объясняет доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства Наталья Парфентьева.
Презентация монографии проходила в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русская духовная культура: от традиции к современности». Ученые ЮУрГУ представили многолетний труд о развитии авторского музыкального творчества древнерусских мастеров.
«Еще в 1990 году мною была защищена докторская диссертация по истории. В ней исследовалась деятельность творческих направлений в древнерусской музыке – школ, обосновывались критерии для их определения. Затем постепенно стали выходить наши совместные с Н. В. Парфентьевой отдельные монографии: сначала о Строгановской школе, теперь – о Московской. И так как Московская школа по масштабам – огромное явление, то и монография вышла объемной – в трех томах. Книга опубликована у нас в университете. Как и все наши исследования, она основана на документальных источниках, а также на древнерусских рукописях, в которых содержатся произведения мастеров», – рассказывает доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор кафедры теологии, культуры и искусства Николай Парфентьев.
На презентации присутствовали вице-президент Союза ректоров высших учебных заведений РФ, чл.-корр. Российской академии наук Герман Вяткин, представители Челябинской епархии: игумен Нестор (Болков) и исполняющий обязанности руководителя епархиального Отдела культуры Глеб Бляшон.
«Для епархии очень важно сотрудничество с ЮУрГУ, и в этом направлении кафедра теологии, культуры и искусства играет важную роль. Такие труды, как представленная монография, уникальные и редкие. Николай Павлович и Наталья Владимировна практически единственные в своем роде, кто занимается изучением этой темы, расшифровкой древних нот. Отрадно, что именно наша Челябинская область представляет таких видных ученых», – поделился Глеб Бляшон.
Событие прошло в рамках Славянского научного собора «Урал. Православие. Культура», организатором которого выступила Челябинская епархия Русской Православной Церкви, Правительство Челябинской области, ряд вузов и общественных организаций региона.
После презентации гостям провели обзорную экскурсию по Залу искусств ЮУрГУ, в котором представлен оригинал картины Кукрыниксов «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».
Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».