В нашем регионе с 2022 года было принято решение, что Челябинск должен стать городом технологических инноваций, для чего требуется подготовка специалистов и выстраивание коммуникации с предприятиями. В студии 31 канала в программе «Разбор полётов» совместно с радио Sputnik рассказали о взаимодействии предприятий с вузами Челябинской области. Южно-Уральский государственный университет представила руководитель Департамента по стратегической работе с абитуриентами Юлия Болотина.
Юлия Болотина рассказала о том, какая на сегодняшний день проводится работа по подготовке выпускников, об актуальных специальностях и о работе по привлечению абитуриентов. Также среди гостей был начальник отдела обучения персонала ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Лилия Пяткова.
«Безусловно, на сегодняшний день существует потребность в кадрах: инженерно-технические работники, конструкторы, технологи. Также не менее важная потребность – это рабочие профессии. Именно ребята станочных профессий нам сегодня интересны и нужны. Мы активно привлекаем и обучаем кадры, взаимодействуя и с ЮУрГУ. Вызванная потребность связана с нынешними реалиями, в связи с чем растёт и объём производства, и необходимость кадрового персонала», – рассказывает Лилия Пяткова.
В первую очередь, для решения проблем по привлечению студентов на нужные специальности принимаются различные меры. Одной из них является строительство университетского кампуса, который станет центром притяжения талантливой молодёжи, а также площадкой для практической подготовки студентов и взаимодействия с индустриальными партнёрами. Кампус создаст новую развивающую среду, в том числе для абитуриентов, которые приедут в наш город.
«Кампус будет постоянно развивающимся живым организмом, это именно система, которая позволит объединить науку, технологию, производство, бизнес, образование и инновацию и создать для челябинцев ту среду, в которой каждый сможет стать успешным», – делится Юлия Болотина.
В течение многих лет вуз работает по программам, которые создаются на базе Школы бизнеса при Высшей школе экономики и управления ЮУрГУ совместно с работодателями, для того чтобы повысить уровень менеджмента предприятия. К ним относятся программы:
• связанные с MBA-компетенциями;
• подготовки директоров по персоналу;
• стратегического менеджмента управления проектами;
• направленные на внесение новых аспектов в деятельность предприятия, например, «Бережливое производство»;
• «Президентская программа подготовки управленческих кадров».
Кроме того, в ЮУрГУ на протяжении 7 лет проводится «Ассамблея работодателей», проходящая 2 раза в год, куда приезжают представители предприятий со всей России для проведения мастер-классов и привлечения внимания школьников и студентов к будущим специальностям. Помимо этого, в период приёмной кампании представители организаций также активно взаимодействуют с вузом и абитуриентами.
Для привлечения целевых групп предприятия составляют «дорожную карту», где прописывается работа на каждый год. Из них поступившие студенты на интересующие направления подготовки, обучающиеся колледжей, школьники 8, 9, 10 и 11 классов. В рамках «дорожной карты» предприятия взаимодействуют с ЮУрГУ, создают для своих сотрудников условия обучения в нашем вузе.
Также была отмечена важность организации и проведения различных конкурсных программ, олимпиад, квестов, конференций, форумов, волонтёрских движений, акций, спартакиад, направленных на формирование значимого интереса в будущей профессиональной деятельности, на мотивацию студентов и школьников, а также на сближение предприятий и учебных заведений.
«На сегодняшний день ЮУрГУ всем предприятиям разослал предложения по обучению на программах бакалавриата и магистратуры, получив много откликов. Ежегодно мы принимаем до 100 человек от предприятий, оплату за которых вносят сами организации», – отмечает Юлия Болотина.
По мнению экспертов, следует также использовать любые виды рекламы предприятий, в том числе социальной, видеоролики и видеофильмы, осуществляемые на безвозмездной основе, для наибольшего узнавания представителей реального сектора экономики и для привлечения к ним внимания как непосредственно в нашем регионе, так и во всей стране.
Юлия Болотина подчеркнула, что совместно с Союзом машиностроителей ЮУрГУ в Челябинской области на данный момент начата работа инженерных классов в школах для поддержания интереса к инженерной деятельности.
«У нас сложилось так, что предприятия и вуз выстраивают обоюдную коммуникацию. Сейчас все находятся в ситуации нехватки персонала, и поэтому мы обеспечиваем возможность каждому предприятию в течение учебного года приходить в учебные группы, приглашать к себе на практики и мастер-классы студентов. Очень интересна ситуация, когда наши бывшие выпускники, ставшие крупными специалистами, приходят в аудитории, показывая таким образом возможности карьерного роста и рассказывая о своём предприятии и профессии», – подытоживает Юлия Болотина.
В Челябинской области на протяжении последних 20-25 лет есть ряд предприятий, которые выстраивают систему кадрового развития, обучения и повышения квалификации: школьников, студентов, молодых специалистов и сотрудников предприятий. Например, «Магнезит» в г. Сатке, Златоустовский электрометаллургический завод, Златоустовский машиностроительный завод «Златмаш», ГРЦ Макеева в г. Миассе, челябинский «Мечел», ЧТПЗ, ЧКПЗ, «ОМК Трубодеталь», Цинковый завод, Магнитогорский металлургический комбинат.
Ознакомиться с выпуском вы можете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=7-qe0XvLojo