Ровно десять лет назад, 15 февраля 2013 года, в Челябинской области упал метеорит. По мнению ученых, это событие стало самым задокументированным случаем падения на Землю космического тела. Ударная волна выбила окна в сотнях домов, больниц, школ и детсадов, более полутора тысяч жителей Южного Урала получили порезы и ушибы, а осколки взорвавшегося метеорита дождем прошли по окрестностям Челябинска.
«Нужно было срочно закрывать периметр», — вспоминает Сергей Ваулин, директор Политехнического института, а в то время проректор по научной работе ЮУрГУ. — В зданиях университета было разбито более 1500 окон. Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков срочно собрал всех проректоров для проведения экстренных восстановительных работ. Где-то окна были выбиты вместе с рамами. Одна из этих рам повредила технику. Все кругом засыпано стеклом. Но как народ наш умеет собраться и сконцентрироваться, когда беда!».
Одни принялись сами или через знакомых скупать стройматериалы: фанеру, пластик, пленку. Другие стали забивать оконные проемы тем, что нашлось в самом университете. В этой работе участвовали в основном преподаватели, но были и студенты. Али Гамидов попал в больницу с порезами, но сбежал оттуда, чтобы участвовать в восстановительных работах.
«Периметр был закрыт в течение суток. Все делалось в авральном режиме, чтобы батареи не разморозились, — отмечает директор политеха. — Однако в ракетном центре университета отопление все же пострадало: туда тепло заходило в последнюю очередь».
Только за первые два с половиной года Челябинскому болиду было посвящено около двух сотен научных работ на английском языке и примерно столько же на русском. Было сделано множество уточнений существовавших прежде научных моделей.
До Челябинского метеорита не было не только столь широкой видеофиксации болида, но и сбора столь большой массы метеоритной пыли в снегу. Больше всего ее выпало в Еткульском районе, над которым произошла основная вспышка.
Еще одним важным последствием падения метеорита стала работа здесь же, в Челябинске, над миссией, которую можно назвать «ответным ударом» по опасным для Земли астероидам или проектом по предупреждению новых катастроф.
Когда метеорит выбил более полутора тысяч окон в ЮУрГУ, по стечению обстоятельств особенно пострадала именно та часть второго корпуса вуза, где расположен аэрокосмический факультет, созданный еще в 1957 году.
«Была идея создать конструкторское бюро с большим количеством молодежи, и тут подоспела эта ситуация с метеоритом», — рассказывает Сергей Ваулин, который с отличием окончил этот факультет в 1977 году по специальности «летательные аппараты».
Основателем молодежного КБ стал ректор университета Александр Шестаков. Он и предложил назвать его «Астероид». Это конструкторское бюро сразу взялось за работу над космическими аппаратами, предназначенными для посадки на небесные тела с малой гравитацией, то есть астероиды. Это нужно в том числе для того, чтобы отклонить их от опасного для землян курса. Сейчас в КБ «Астероид» работают 160 человек, а сначала было 20 — студенты, аспиранты, преподаватели.
«Не все студенты выдержали такую нагрузку, некоторые ушли, не поверив, что в университете можно реализовать большой и серьезный проект. Конечно, трудно, когда тебе говорят: "Мы будем делать впервые в мире что-то". Оторопь, испуг, недоверие руководителям», — вспоминает Сергей Ваулин.
Это настроение изменилось, когда дело дошло не только до чертежей и пластиковых макетов, но и до моделей, выполненных в железе, успешно проходящих реальные испытания. Работы молодежного КБ «Астероид» уже были представлены на различных конкурсах, проводимых «Роскосмосом», и получили положительную оценку.
«Так как любой космический аппарат или ракета-носитель — это сложная система, то мы привлекаем студентов разных кафедр, даже различных институтов», — говорит руководитель молодежного КБ Руслан Пешков.
В настоящее время «Астероидом» уже разработан посадочный модуль, который может сесть на малое космическое тело. Есть и космический аппарат-доставщик этого модуля. Теперь ведется работа над ракетой-носителем сверхлегкого класса, то есть речь идет о миссии по спасению Земли под ключ. Эта одноступенчатая ракета-носитель, которая разрабатывается Государственным ракетным центром имени Макеева, должна на одном и том же двигателе взлететь с Земли, а потом сесть туда, откуда была запущена. Вертикально. Такого в мире пока никто не делает, включая Илона Маска.
СМИ о нас: