В рамках программы «Приоритет 2030», Южно-Уральский государственный университет реализует ряд проектов. Один из них «Автоматизированная система повышения цифровой грамотности педагога», в рамках которого была разработана «Модель информационно-образовательной среды для развития цифровой компетентности педагогов с учетом сформированности их цифровых навыков».
Существующие на сегодняшний день курсы повышения квалификации у разных организаций дополнительного образования взрослых позволяют развивать цифровую компетентность, но при этом они не учитывают индивидуальные особенности педагога, его уже сформированные навыки. Разработчики курсов обычно предлагают программы, которые считают актуальными и нужными на их взгляд. Проект ЮУрГУ по созданию автоматизированной системы повышения цифровой грамотности педагога позволит выявить образовательный дефицит и построить индивидуальную траекторию обучения.
Для решения этого вопроса командой проекта была создана автоматизированная модель, в основу которой легло входное тестирование, позволяющее не только диагностировать образовательный дефицит, но и сразу направить преподавателя в необходимый для ликвидации образовательных пробелов курс.
«Эта модель хороша тем, что показывает то, что мы можем точечно восполнять пробелы. Не использовать большие и обобщенные курсы, а предлагать мини-курсы, выстраивая индивидуальную траекторию обучения. Так мы сможем в короткий срок устранить конкретный пробел или проблему», – объяснила заместитель директора ИОДО Ольга Елагина.
На основе теоретического исследования в цифровой коммуникативной компетентности было выделено 3 базовые компетенции:
- Культура поведения в цифровой среде
- Безопасное поведение в цифровой среде
- Инструменты, которые необходимы для общения в цифровой среде
А в каждой компетенции было определено и описано 3 уровня ее сформированности (умения и действия человека на базовом, продвинутом и экспертном уровнях).
Входной тест «Цифровая коммуникативная компетентность» состоит из 10 кейсов (ситуативных задач). В результате тестирования педагог получает оценку уровня развития каждой компетенции и рекомендации по обучению на мини-курсе именно того уровня, где у него есть пробелы.
На сегодняшний день эту модель апробировали более 1300 педагогов Челябинской области (дошкольные учреждения, школы, техникумы и колледжи). А 572 человека получили сертификаты об успешном прохождении разноуровневых курсов и получили возможность перейти на новый уровень знания.
По итогам тестирования и прохождения курсов, городу и области будут переданы статистические данные об оценке уровня сформированности компетенций педагогов. В дальнейшем планируется ряд других мероприятий по определению и устранению образовательных дефицитов.
Один из вариантов дальнейшего использования модели – это корпоративное обучение. При правильном определении желаемых компетенций со стороны работодателя, университет может создать кейсы для входного тестирования и разноуровневые мини-курсы для ликвидации конкретных пробелов в профессиональной деятельности. Что позволит качественно подойти к образовательному процессу.
На сегодняшний момент команда проекта провела первое обучение по внедрению своей модели в программе «Измерение уровня сформированности компетенции: проектирование комплекта заданий», созданной для ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов». Сотрудники Центра разработали собственные кейсы для входного тестирования и обучения на разноуровневых курсах по ликвидации «пробелов» в компетенциях педагогов Челябинской области
Цель стратегического проекта – преодоление дефицита кадров для цифровой экономики за счет обучения цифровым компетенциям до 100 тыс. чел. к 2030 г., включая школьников, учителей, выпускников ВУЗов и СУЗов, сотрудников предприятий индустрии, жителей моногородов и труднодоступных регионов.
Руководитель стратегического проекта – Марина Потапова
Руководитель проекта по цифровой грамотности педагога – Александр Демин
Команда проекта: Ольга Елагина, Елена Колмычевская, Павел Писклаков, Светлана Гурская, Инна Шумилина.